Юрий Биктуганов с 2011 года занимал должность министра образования Свердловской области. В начале октября он покинул свердловское правительство и занял должность ректора УрГПУ, который, по слухам, должны объединить с Российским профессионально-педагогическим университетом в один большой педвуз под руководством Биктуганова.
В последние годы проблема нехватки учителей в школах стала чувствоваться особенно остро. Перед началом учебного года, по словам главы департамента образования Екатеринбурга Инны Гумбатовой, в городские школы нужно было трудоустроить 112 педагогов. В прошлом году предшественник Гумбатовой на посту директора департамента образования заявлял, что в городе открыто более 400 учительских вакансий.
Тогда же разразился скандал вокруг 22-й школы, за лето 2023 года из нее уволились 20 учителей. Из школьного расписания пропали уроки географии, биологии и информатики.
Когда Юрий Биктуганов был министром, министерство образования разработало решение проблемы дефицита кадров в школах, утверждает он. Об этом решении ректор рассказал в интервью 66.RU.
— В Екатеринбурге сейчас открыто более 100 вакансий учителей. Почему их не хватает?
— Эта проблема была всегда. Она связана с высокой нагрузкой, которая ложится на учителей. Да, школы у нас работают, образовательный процесс идет, но нагрузка на педагогов высока — это факт. Ну и не каждый выпускник, получивший профессию учителя, способен после окончания вуза работать в школе, способен полюбить детей. Над проблемой кадрового дефицита и работает наш университет.
— Что нужно для того, чтобы ваши выпускники приходили работать в школы и оставались там?
— Сейчас закон разрешает студентам последних курсов педагогических вузов и колледжей работать в образовательных учреждениях. Эта практика хорошо прижилась, у нас уже более 700 студентов работают в школах.
Это самый эффективный путь. Они привыкают к детям, к школе, к режиму работы. Чувствуют себя востребованными. Кто не может найти в этой работе свое призвание, уходит. Но это жизнь, такое бывает.
Фото: Архив 66.RU |
---|
— А как удержать выпускников педагогических вузов в школах после того, как они получат диплом?
— У нас молодые специалисты первые два года получают зарплату, равную зарплате педагога первой категории. Это уже серьезная поддержка.
— А через два года?
— Через два года он подтверждает данную категорию или на высшую категорию аттестуется. У нас сегодня число педагогов с высшей квалификационной категорией растет каждый год.
Есть и другие меры поддержки. В программе правительства есть субсидии на приобретение жилья или на его строительство. С 2018 года более 300 педагогов купили или строят жилье по этой программе. Сегодня главы муниципалитетов закладывают дома для учителей, которые не имеют жилья, предоставляют жилье по социальному найму.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
— Не получится ли так, что человек устроился работать в школу, получает относительно неплохую зарплату. Получил жилье, а потом написал заявление об увольнении.
— Жилье он получает по договору, который обеспечивает отработку на срок от 5 до 10 лет.
— Но через 5–10 лет школа может потерять педагога?
— Ну, это жизнь. Пока есть ребята, которые хотят получить профессию учителя, жизнь не остановится. У нас 155 психолого-педагогических классов в Свердловской области, а это 2500 старшеклассников, которые сегодня готовятся стать педагогами-учителями. Мы должны помогать этим ребятам всеми возможными ресурсами.
Очень важно сохранить в Свердловской области санаторий «Юбилейный» (санаторий-профилакторий «Юбилейный» находится в Артемовском районе, в 120 километрах от Екатеринбурга, с 2005 года используется для отдыха и лечения учителей и ветеранов педагогической работы Свердловской области, — прим. ред.) Он работает более 10 лет и полностью оснащен всем необходимым для восстановления педагогов. Как часто бывает, что учителя эмоционально выгорают, им надо отдохнуть. Ежемесячно у нас 150 учителей проходят такую реабилитацию. И не две недели, а 21 день. И там не только медицинские процедуры, самое важное там —комьюнити. Они там в своей среде находятся, то есть в кругу коллег.
Это лишь небольшая часть той поддержки, которую мы можем оказать нашим учителям. В образовательной организации, конечно же, большая роль директоров, завучей, методистов. Завуч — очень важный для учителя, особенно начинающего, человек. Он становится наставником, анализирует работу педагогов, говорит, над чем надо поработать.
Мы сегодня разрабатываем программы повышения квалификации директоров школ. Нужно добиться того, чтобы одним из аспектов его работы, кроме нормативно-правовых, было еще и внимательное отношение к учителю. Нужно максимально поддержать учителей и сохранить их для школ, для детей, для родителей.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
— Работа в школе напряженная, а заработная плата не самая большая. При сверхурочной нагрузке это 76 тысяч рублей по Екатеринбургу. Например, курьеры без сверхурочных получают минимум 80 тысяч. Нужно ли сейчас увеличить оклады, премии учителям?
— Сейчас идет апробация отдельных моделей, которые будут применены к оплате труда учителей. Но у меня своя позиция по этому вопросу.
— Какая?
— Есть указ президента, согласно которому заработная плата педагога должна выплачиваться с учетом среднедушевого дохода по региону. Если сейчас наш университет подготовит больше ориентированных на работу в школе людей, то нагрузка на учителей снизится, а зарплата останется прежней.
— Как это сделать?
— Я считаю, что сегодня большой и серьезный ресурс —это психолого-педагогические классы. В каждой школе есть лидеры. Сегодня активно создается первичная организация «Движение первых», многие ребята участвуют в «Большой перемене», они прошли через серьезные проекты в нашем «Золотом сечении». Они — потенциальные лидеры.
Почему нельзя заключить с ними договор целевого обучения и направить их на учебу в наш университет? В этом договоре прописать стипендию, предусмотреть деньги на организацию практики. Предоставить жилье по возвращении домой. Директор на 10 лет вперед должен планировать, кто будет у него какой предмет преподавать.
А пока ребенок еще учится в школе, учитель может с ним работать, например, над лабораторными работами или готовить его к олимпиадам.
Другого варианта нет. Нет того советского распределения. Нужно поддержать целевиков. Сегодняшние стипендии наших студентов — 2 тысячи рублей, можно ежемесячно платить 10 тысяч тем, кто учится по договору целевого обучения.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
— А школа обладает такими средствами?
— Сегодня существует практика, когда глава муниципального образования при формировании бюджета закладывает деньги на обучение педагогов. Когда я был министром, мы просили глав муниципалитетов разработать программы поддержки педагогов, и они их разработали. Сейчас нужно только привести в действие этот механизм, а не просить у министерства и у университета кадры, если сами ничего не сделали, чтобы они появились. Мы же не можем взять кого-то и насильно отправить работать.
Мы сейчас готовы содействовать муниципалитетам в заключении договора целевого обучения с нашими студентами, которые обучаются на первом, на втором, на третьем курсах со своими родными школами. Пусть коллеги оттуда приезжают, встречаются, обсуждают и заключают.
— Они это делают?
— Есть единичные случаи. Я говорю, механизм еще только начинает работать. Когда я был министром, мы как раз его запустили. И я сейчас хочу, чтобы эта практика получила дальнейшее развитие. И мои коллеги, которые сегодня работают в министерстве образования, это делают.
— А сейчас у вас есть студенты, которые обучаются по договору целевой подготовки?
— Единичные случаи есть.
— Заключение договора целевого обучения — это панацея, которая решит проблему?
— Это не панацея, но этот механизм необходимо вводить, потому что нужно точечно, в перспективе видеть, что какому-то учителю будет необходима помощь через какое-то время, а в случае его ухода кто-то должен занять его место. Механизм отрабатывается сегодня. Затягивать нельзя.