Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Уважаемые пассажиры. Как пригородные поезда Екатеринбурга эволюционировали в «наземное метро»

29 октября 2024, 09:35
Уважаемые пассажиры. Как пригородные поезда Екатеринбурга эволюционировали в «наземное метро»
Фото: Валерия Ментюгова для 66.RU
Современные поезда с USB-разъемами в креслах, интерактивные панели на станциях, приложения с расписанием и билетами онлайн. Шаг за шагом электричка из транспорта садоводов превратилась в транспорт студентов и работающих жителей Екатеринбургской агломерации. Как это произошло и как сейчас выглядит «наземное метро» – в репортаже 66.RU.

Ребрендинг пригородных поездов

Пригородные поезда за последние годы пережили ребрендинг. Они стали «наземным метро» — частью системы общественного транспорта Екатеринбурга. За сменой позиционирования стоят длительные процессы. Во-первых, на линии вышли новые современные поезда — с креслами вместо лавочек, USB-разъемами для зарядки телефонов, туалетными кабинами, широкими проходами и системами микроклимата и обеззараживания воздуха.

Во-вторых, «наземное метро» получило перспективы: планируется строительство единого екатеринбургского центрального пассажирского кольца и маршрута «Новокольцовский». В-третьих, в пригородных поездах ввели единый городской тариф (ЕГТ) — 37 рублей за поездку. Также поезда «склеили» и добавили новые маршруты, чтобы пассажиры могли ездить через весь город без пересадки на вокзале. Открываются и новые остановочные площадки (о. п.): в этом году появился остановочный пункт Синие Камни рядом с ТЦ «Комсомолл».

Уважаемые пассажиры. Как пригородные поезда Екатеринбурга эволюционировали в «наземное метро»
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU

ЕГТ в «наземном метро» ввели 1,5 года назад, а с 1 января 2024 года границы его действия расширили до 48 станций — расстояние между самыми дальними из них составляет 62 километра. С тех пор пассажиропоток вырос на 30%.

Чтобы показать, как и зачем девять тысяч человек ежедневно ездят на электричках, Свердловская пригородная компания пригласила журналистов 66.RU покататься вместе с ними.

Пригородные птицы

Уважаемые пассажиры. Как пригородные поезда Екатеринбурга эволюционировали в «наземное метро»
Фото: Валерия Ментюгова для 66.RU

Мы на остановке «Первомайская» на пересечении проспекта Ленина и улицы Восточной. Последний раз я ездила отсюда на электричке лет 10 назад. Тогда я жила на Сортировке, и это был самый быстрый способ добраться до дома — 14 минут в пути вместо 45 в маршрутке по всем пробкам. Что касается комфорта — большой разницы между ПАЗами и вагонами я не видела.

Уважаемые пассажиры. Как пригородные поезда Екатеринбурга эволюционировали в «наземное метро»
Фото: Валерия Ментюгова для 66.RU

«Первомайская» за эти годы изменилась. Появилось здание с кассой, где пассажиры ждут электричку в непогоду.

Уважаемые пассажиры. Как пригородные поезда Екатеринбурга эволюционировали в «наземное метро»
Фото: Валерия Ментюгова для 66.RU

Остановку оборудовали электронными табло.

Уважаемые пассажиры. Как пригородные поезда Екатеринбурга эволюционировали в «наземное метро»
Фото: Валерия Ментюгова для 66.RU

Установили оборудование для быстрой связи с диспетчерами на железнодорожном вокзале. С их помощью можно получить консультацию и вызвать помощь в случае экстренных ситуаций.

Теперь к привычным поездам добавились новые. На остановку прибывает дизельный «Орлан», предназначенный в том числе для поездок по неэлектрифицированным участкам железных дорог. У него широкие и не слишком высокие ступеньки и просторные проходы, так что пассажиры заходят быстро и не толкаясь. Мы — за ними.

Уважаемые пассажиры. Как пригородные поезда Екатеринбурга эволюционировали в «наземное метро»
Фото: Валерия Ментюгова для 66.RU
Уважаемые пассажиры. Как пригородные поезда Екатеринбурга эволюционировали в «наземное метро»
Фото: Валерия Ментюгова для 66.RU

Люди усаживаются на разноцветные кресла, кладут сумки на широкие багажные полки, надевают наушники или негромко разговаривают друг с другом.

Уважаемые пассажиры. Как пригородные поезда Екатеринбурга эволюционировали в «наземное метро»
Фото: Валерия Ментюгова для 66.RU

В вагоне достаточно просторно — можно ходить между креслами, никого не задевая.

Здесь есть большая туалетная кабина — она подходит для маломобильных пассажиров. И предусмотрено место для колясок и велосипедов.

Уважаемые пассажиры. Как пригородные поезда Екатеринбурга эволюционировали в «наземное метро»
Фото: Валерия Ментюгова для 66.RU

Через четыре минуты пассажиров предупреждают, что следующая остановка — «Шарташ». Выходим.

Уважаемые пассажиры. Как пригородные поезда Екатеринбурга эволюционировали в «наземное метро»
Фото: Валерия Ментюгова для 66.RU

На станции «Шарташ» есть небольшой садик со скамейками.

На станции видим здание будущего — это мини-вокзал.

Уважаемые пассажиры. Как пригородные поезда Екатеринбурга эволюционировали в «наземное метро»
Фото: Валерия Ментюгова для 66.RU

Внутри — точка с кофе, интерактивные информационные панели, платежный терминал, туалет.

Уважаемые пассажиры. Как пригородные поезда Екатеринбурга эволюционировали в «наземное метро»
Фото: Валерия Ментюгова для 66.RU

На этой панели можно не только посмотреть карту маршрутов, карту Екатеринбурга и расписание поездов. Еще есть возможность позвонить диспетчеру по видео и заказать звонок с функцией сурдоперевода.

Уважаемые пассажиры. Как пригородные поезда Екатеринбурга эволюционировали в «наземное метро»
Фото: Валерия Ментюгова для 66.RU

Раньше пригородные поезда часто воспринимались как транспорт для поездок куда-то в сады, которым пользуются бабушки с рассадой и большими сумками на колесиках. Вообще, такие бабушки ездят и сейчас, но в вагоне их не так много. Большинство — стайки студентов, семьи с детьми и взрослые в смартфонах. «Наземное метро» позволяет быстро добраться в центр жителям Арамиля, Компрессорного, Кольцово и других районов.

Уважаемые пассажиры. Как пригородные поезда Екатеринбурга эволюционировали в «наземное метро»
Фото: Валерия Ментюгова для 66.RU

На пути в Верхнюю Пышму встречаем Татьяну. Она студентка колледжа Уральского государственного университета путей сообщения. Девушка рассказывает, что пользуется «наземным метро» почти каждый день. Путь из дома до учебы у нее занимает 17 минут — 10 на электричке от «Шарташа» до вокзала и 7 пешком.

Еще одни наши попутчики, как и мы, направляются в Верхнюю Пышму. Таких в электричках много: одни едут домой, другие — в музейный комплекс гражданской и военной техники. Станция находится прямо рядом с ним. «Наземное метро» для таких путешествий выбирают в том числе автомобилисты. Преимущественно во время пробок, снегопадов и гололеда.

Уважаемые пассажиры. Как пригородные поезда Екатеринбурга эволюционировали в «наземное метро»
Фото: Валерия Ментюгова для 66.RU

Одна из самых красивых станций нашего маршрута — «Шувакиш». Ее обновили два года назад.

Уважаемые пассажиры. Как пригородные поезда Екатеринбурга эволюционировали в «наземное метро»
Фото: Валерия Ментюгова для 66.RU

На станции воссоздали облик вокзала Уральской горнозаводской железной дороги начала ХХ века. На платформе установили деревянные навесы со скамейками, часы, станционный колокол и аутентичный навигационный указатель.

Студент Павел машину пока не купил, он передвигается на велосипеде. И с ним же ездит из Верхней Пышмы в Екатеринбург на электричке.

— Раньше ездил чаще, но сейчас расписание изменилось, и стало не всегда удобно, нужно подстраиваться, — объясняет Павел. — Я, конечно, и на велосипеде могу доехать, но это дольше. И страшно немного, а иногда просто лень. Есть еще трамвай, но он едет гораздо медленнее. И автобусы, но после запуска трамваев они стали ходить реже.

Уважаемые пассажиры. Как пригородные поезда Екатеринбурга эволюционировали в «наземное метро»
Фото: Валерия Ментюгова для 66.RU

Станция «Верхняя Пышма. Музей»

Кроме «Орлана», по Екатеринбургу и пригороду ездит еще одна электричка с птичьим именем — «Финист» (новое поколение «Ласточек»). На ней едем до Компрессорного завода.

Уважаемые пассажиры. Как пригородные поезда Екатеринбурга эволюционировали в «наземное метро»
Фото: Валерия Ментюгова для 66.RU

В поезде мягкие кресла с откидными столиками и подлокотниками.

Уважаемые пассажиры. Как пригородные поезда Екатеринбурга эволюционировали в «наземное метро»
Фото: Валерия Ментюгова для 66.RU

На пять вагонов — три санитарных модуля с пеленальными столиками. Так же как в «Орлане», есть место для инвалидных колясок и подъемники для них.

Уважаемые пассажиры. Как пригородные поезда Екатеринбурга эволюционировали в «наземное метро»
Фото: Валерия Ментюгова для 66.RU

В каждом кресле есть USB-разъем для зарядки смартфона и других устройств.

Молодая девушка, севшая в электричку на вокзале, открывает тетрадь и что-то пишет от руки. Повезло, что поезд идет плавно: это позволяет учащимся в пути не только скроллить новостную ленту и слушать музыку, но и делать уроки.

Пока по городу ходит не так много современных поездов — чаще встречаем модели постарше. Но постепенно нового подвижного состава становится все больше.

Уважаемые пассажиры

Небольшой ликбез для тех, кто, как и я, до этого не вполне представлял, как пользоваться электричкой в 2024 году.

Где ездить

Скоростные электрички ездят почти по всей области, но если говорить именно о «наземном метро» за 37 рублей, карта маршрутов выглядит так (карту можно приблизить):

Здесь 48 станций в пределах 25 км. От Решетов до Бобровки. От Приискового до Кедровки. На электричке можно доехать в туристические места, например в Верхнюю Пышму, Арамиль, на скалы Чертово городище (станция Исеть) и Петрогром (о. п. 479 км).

Где смотреть расписание

Уважаемые пассажиры. Как пригородные поезда Екатеринбурга эволюционировали в «наземное метро»
Фото: Валерия Ментюгова для 66.RU

Если вы хотите попасть на какой-то конкретный тип поезда (на те же «Орланы» или «Финисты»), смотрите отметку о виде электрички на сайте РЖД или в приложении «РЖД Пассажирам».

Сколько стоит

Одна поездка без пересадок по ЕГТ стоит 37 рублей. Провоз негабаритной ручной клади обойдется в 59 рублей. Взять с собой животное — 9 рублей, велосипед — 29. Дети до 7 лет в сопровождении взрослых ездят бесплатно.

Также действуют льготы (при предъявлении документов):

  • Скидка 50% для школьников и студентов. Действует ежегодно с 1 сентября по 15 июня
  • Скидка 100% для инвалидов, военнослужащих, ветеранов боевых действий и других льготников. Полный перечень — здесь
  • Скидки 50% или 100% категориям лиц, имеющим право на региональные льготы. Среди них ветераны труда, жертвы политических репрессий и так далее

Как купить билет

  • В приложении «РЖД Пассажирам» (пока его можно скачать только на устройства на Android)
  • В телеграм-боте «Электрички РЖД»
  • В терминалах самообслуживания на станциях и остановочных пунктах
  • В пригородных кассах
  • У контролера в электричке. Это вариант для пассажиров, которые садятся на станциях, где нет касс. Если же касса есть, то пассажиру придется сверх стоимости билета заплатить еще 100 рублей сбора за его оформление
Уважаемые пассажиры. Как пригородные поезда Екатеринбурга эволюционировали в «наземное метро»
Фото: Валерия Ментюгова для 66.RU

Терминалы самообслуживания расположены на некоторых станциях и остановочных пунктах.

Продажи билетов начинаются за 10 дней до даты отправления поезда.

Распечатывать электронный билет не нужно — можно показать его из приложения в телефоне (но именно из приложения, так что купить билет и скинуть его файлом себе или кому-то другому не получится).

Нужен ли паспорт

При покупке нельготного билета без указания места в кассе — не нужен. В остальных случаях контролер может попросить его для проверки.

Реклама. Акционерное общество «Свердловская пригородная компания». ИНН 6659122795. Erid: F7NfYUJCUneP3W85f3r1