Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Ощущение, что RUTUBE зрители особо не нужны». Wylsacom — о замедлении YouTube и возможных альтернативах

16 сентября 2024, 09:40
интервью
«Ощущение, что RUTUBE зрители особо не нужны». Wylsacom — о замедлении YouTube и возможных альтернативах
Фото: Антон Буценко 66.RU
На научном фестивале «Пикник IT» в Екатеринбурге выступил техноблогер Wylsacom (Валентин Петухов, 11,4 миллиона подписчиков на YouTube). В кулуарах фестиваля он рассказал 66.RU, могут ли YouTube заблокировать совсем. Что будут делать блогеры, если это произойдет. Как обстоят дела с российскими аналогами американского видеохостинга. И какой IPhone стоит покупать сейчас.

— Когда YouTube совсем перестанет работать, что вы как блогер будете делать?

— Ну, у нас технологичный канал, поэтому у нас люди подкованные, и даже сейчас, когда началось замедление, мы такой большой просадки трафика, как у многих других моих коллег, не наблюдаем, поэтому хочется верить, что зрители смогут найти путь к контенту.

Но мы есть на альтернативных площадках. Мы уже выкладываем видео и в VK, и в «Дзене», и в Telegram. Поэтому, я думаю, будем следовать за зрителем, где им удобно будет смотреть, мы там, собственно, и будем в нужный момент и в нужное время.

Насколько «VK Видео» и RUTUBE отличаются от YouTube?

— Я бы сказал, что RUTUBE вообще стоит вынести за скобки, потому что он, к сожалению, свои, как говорится, полимеры потерял много лет назад. Его пытаются реинкарнировать, возродить, и каждый раз не очень успешно, на мой взгляд.

«VK Видео» ближе всего к YouTube с точки зрения контента, алгоритмов. Он и выглядит по большей части как YouTube.

У него есть единственный, фундаментальный, на мой взгляд, недостаток. Это то, что его все пытаются развивать внутри VK, как внутри социальной сети, несмотря на то, что это как бы отдельный сервис. Вот если они смогут его прямо сепарировать и мы увидим, что «VK Видео» — это классный хостинг видео, тогда будет хорошо. Потому что сейчас видео на VK живет в трех состояниях: это может быть пост на личной страничке, в сообществе и в видео. Иногда бывает сложно, потому что у каждого свои комментарии, свои просмотры. И собрать это все воедино бывает непросто.

«Ощущение, что RUTUBE зрители особо не нужны». Wylsacom — о замедлении YouTube и возможных альтернативах
Фото: Антон Буценко 66.RU

— Как думаете, сколько времени потребуется «VK Видео», чтобы стать такой же популярной площадкой, как YouTube?

— Он в целом сегодня на своем уровне достаточно популярен. Но YouTube — это же не просто контент, это еще и алгоритмы, это еще и хостинг, это еще и какие-то возможности. Поэтому я думаю, что, к сожалению, не так быстро этот процесс возможен, просто потому что и YouTube не сразу стал таким классным. Он долго развивался.

Плюс нужно понимать, что существуют новые форматы, такие как TikTok и прочее. Вот они очень сильно на себя тоже переманивают молодую аудиторию.

И даже так VK все равно не останется в одиночестве, все равно будут какие-то конкуренты. Что в целом нам как зрителям и авторам в позитив, потому что за счет конкуренции постоянно что-то новое придумывают, какие-то фишечки внедряют.

Так что будем надеяться, что будут развиваться, как минимум развиваться, а дальше уж посмотрим, к чему это приведет. Но за последние два года рывок значительный. От прямо вообще непонятно чего до сервиса, которым можно пользоваться.

— Какие сейчас недостатки вы бы выделили у RUTUBE?

— RUTUBE очень простой, он очень похож не на видеохостинг, а на облачное хранилище. Туда просто загружается видео, там достаточно тяжелая модерация, основы которой никто не понимает. И есть видео, которые не получают одобрения, есть видео, которые получают, и это очень странно. Там нет обратной связи, то есть отсутствуют комментарии.

И я бы сегодня RUTUBE рассматривал в большей степени как онлайн-кинотеатр, где можно смотреть сериалы, ТВ-каналы. На RUTUBE это тоже есть, и чуть-чуть там какого-то контента, но со всеми этими ограничениями заходить туда на постоянку, конечно, сложно. Потому что мы, например, работаем в режиме «каждый день выкладывается какое-то видео», если мы будем на RUTUBE выкладывать и ждать там несколько дней модерации и нам в итоге будут их блокировать, то смысла нет.

«Ощущение, что RUTUBE зрители особо не нужны». Wylsacom — о замедлении YouTube и возможных альтернативах
Фото: Антон Буценко 66.RU

Поэтому RUTUBE сейчас очень сильно отстает от всего, что есть. Сейчас даже всякие свежие площадки появляются. Там какой-то бум случился на волне блокировки и ограничения YouTube. Есть вера, что даже они смогут чего-то большего достичь, чем RUTUBE.

Плюс к RUTUBE весьма такое специфическое, негативное отношение со стороны комьюнити. То есть если выбирать по нисходящей все сервисы, то RUTUBE рассматривают в последнюю очередь, как площадку для авторов.

— Все-таки есть вероятность, что он станет таким же, как YouTube?

— Его надо перезапускать с нуля. В очередной раз там все закрывать и делать. Но я скорее верю в то, что «VK Видео» быстрее приблизится к YouTube, чем RUTUBE.

RUTUBE — это такой очень специфический сервис, который погряз в своем странном состоянии, там своя жизнь. Такое впечатление, что им и зрители сильно не нужны, они в своем вакууме существуют, и все всем нравится. Периодически про них вспоминают, они такие: «Ой, здорово», ну, в общем, вот в таком ритме они существуют.

— Ну то есть сейчас вы порекомендовали бы «VK Видео» в качестве площадки?

— Сейчас да, молодым авторам VK. Причем во всех его проявлениях: клипы и все остальное, все, что можно окучить.

Но вообще, по большому счету, сегодня, конечно, классно, когда ты присутствуешь везде. Не просто заливаешь контент во все стороны, а все-таки делаешь поправку на конкретную соцсеть. Потому что что-то хорошо заходит в одном, что-то в другом, и вот если удастся поймать нерв каждой соцсети и понять, что там сейчас популярно, что там смотрят, и адаптировать контент под нее, это будет очень круто.

«Ощущение, что RUTUBE зрители особо не нужны». Wylsacom — о замедлении YouTube и возможных альтернативах
Фото: Антон Буценко 66.RU

— Доход от рекламных вставок в «VK Видео» и на «Дзене», он такой же, как раньше был на YouTube?

— Нет, конечно, он сильно меньше, но он есть, и это действительно очень хорошее подспорье. Я думаю, что если будет больше контента, больше авторов и дать им время, то шанс, что это раскрутится во что-то более масштабное, он есть.

И в целом для небольших авторов те деньги, которые можно зарабатывать на российских площадках, они могут быть хорошим стартом. Для нас, конечно, с затратами на продакшен и прочее, это не такие большие деньги, но это тоже очень здорово, что у нас это тоже развивается и потихонечку двигается.

— Может ли случиться так, что некоторые блогеры перестанут снимать ролики в интернет, потому что YouTube закроется, а «VK Видео» еще не сможет его заменить, и денег с публикацией контента не будет?

— Однозначно, я думаю, что, к сожалению, это коснется небольших или совсем маленьких ребят, которые либо только начинают свой путь, либо в силу каких-то особенностей своего контента не могут иметь очень большую аудиторию, которые занимаются какими-то нишевыми историями и не набирают много просмотров. У них, конечно, пространство для маневров сильно ограничено, и здесь они либо смогут в новых реалиях как-то существовать, либо им придется перейти в какое-то другое русло.

Большие блогеры в меньшей степени подвержены этой проблеме, потому что они уже за счет некоего медиакапитала, некоего актива могут со своей аудиторией туда переходить, какие-то истории делать.

К сожалению, блокировка YouTube в большей степени коснется рядового зрителя, который на YouTube смотрит гайд по какому-нибудь выращиванию помидоров, и маленьких ребят, которые что-то интересное, креативное делают.

Большие блогеры, мощные артисты найдут себе площадку и смогут выжить абсолютно точно. Это разные пути: кто-то через соцсети, кто-то через свои сайты.

«Ощущение, что RUTUBE зрители особо не нужны». Wylsacom — о замедлении YouTube и возможных альтернативах
Фото: Антон Буценко 66.RU

— А Telegram как оцениваете как площадку?

— Ну, как видеоплощадка он сейчас все-таки имеет свои ограничения, потому что не совсем за тем люди туда ходят. Но это соцсеть номер один с точки зрения роста и популярности.

Очень тяжело пробиться молодым, потому что нет алгоритмов, которые могут тебя принести своему читателю, зрителю. Нужно самому пробиваться, самому как-то крутиться, но если найти возможность, то Telegram — это очень хороший канал связи с аудиторией, возможность дальше расти.

— Возможно, туда как раз блогеры и перейдут?

— В том числе, то есть Telegram — это такое место входа, место контакта, откуда потом уже все будет растекаться по другим площадкам. Если посмотреть, как ведут себя большие ребята сейчас, то публикуются посты о выходе нового видеоролика, и ссылки ведут на YouTube, VK, «Дзен», куда угодно, кто-то файлами прямо публикует в Telegram непосредственно видеоконтент.

«Ощущение, что RUTUBE зрители особо не нужны». Wylsacom — о замедлении YouTube и возможных альтернативах
Фото: Антон Буценко 66.RU

Сегодня главная задача любого автора — это оставаться медийно и востребованным, и активным, чтобы тебя можно было где-то посмотреть. Нужно использовать по максимуму все возможности, которые есть.

И еще один такой немаловажный фактор — это Twitch. То есть стримы, они сегодня очень популярны, да даже не сегодня, а в последние несколько лет. Это уже новый телевизор, новый YouTube, там своя жизнь, поэтому если есть желание попробовать себя в чем-то новом, то стрим — это рабочий вариант.

— YouTube совсем закроют? Какие-то мысли у вас есть по этому поводу?

— Я так понимаю, что он и находится в таком правовом «сером» поле, потому что нет окончательного решения, хотят его заблокировать или нет. То есть если бы было волевое решение, то он бы пошел за многими другими соцсетями, которые заблокировали и всё. Но YouTube — это действительно такая мощная штука, поэтому просто взять и выключить его, ну как бы совсем тяжело. Поэтому и постоянно происходят эти качели. С одной стороны, YouTube заблокируют полностью уже завтра. Потом приходят сообщения, что вроде как работает там, где не работало. Я сторонник думать, что в таком легком формате оно и продолжит существовать определенное время. То есть чуть-чуть замедляем, чуть-чуть ограничиваем, но полностью блокировать, ну такое себе.

«Ощущение, что RUTUBE зрители особо не нужны». Wylsacom — о замедлении YouTube и возможных альтернативах
Фото: Антон Буценко 66.RU

Но есть и обратная сторона медали — это бизнес, который не очень понимает, что вообще происходит. На стационарных провайдерах ничего не работает, на мобильных сетях что-то работает, а люди часто не понимают причинно-следственную связь, идут ставить одну звездочку YouTube со словами: «У вас что-то ничего не работает». Или звонят своему провайдеру со словами: «У вас тоже ничего не грузит». А бизнес идет к чиновникам и спрашивает: «Что нам говорить своим абонентам, которые говорят: «Я тогда отключаюсь и буду пользоваться сотовой сетью».

В общем, вот эти нюансы, они тоже на все сильно влияют, хочется верить, что оно все в худшем случае останется так, как есть, в лучшем — вернется как было. Потому что YouTube выгоден всем. Там разное происходит, конечно, не идеально там все существует, но хочется верить, что найдут и рычаги, и форматы взаимодействия.

— Из России уходят бренды, может так случиться, что уйдет Apple, или российский рынок для них слишком важный?

— Apple ушла первой, самое забавное, что она оказалась самой быстрой на подъем. Они ушли официально, но, понятное дело, техника продается, все можно купить. Они делают пусть не самые активные шаги, но все равно навстречу российским пользователям, App Store продолжает работать. Да, мы потеряли какие-то функции по типу Apple Pay, но в целом можно пользоваться.

И бренды — многие сейчас находятся в подвешенном состоянии, остановили свою маркетинговую активность. Но в любом случае наш рынок очень интересен. Ушли одни, пришли другие. Огромное количество китайских брендов, конечно же, появилось. Так что огромного дефицита товаров и всяких услуг, сервисов мы, конечно же, не ощущаем.

«Ощущение, что RUTUBE зрители особо не нужны». Wylsacom — о замедлении YouTube и возможных альтернативах
Фото: Антон Буценко 66.RU

— Вы презентовали iPhone 16, когда упадет цена на 15-й iPhone?

— Я думаю, что очень хорошо себя будет показывать вторичный рынок, есть определенное количество людей, которые готовы каждый год обновляться, такой вот у них подход, годовалый телефон купить будет очень выгодно, и я считаю, что можно будет спокойно это делать. А второй момент — это всевозможные маркетплейсы и всевозможные сервисы, где за счет комбинации всяческих скидок, бонусных баллов и прочего цена получается достаточно комфортной.

Был период, когда iPhone в России стоил дешевле, чем где-либо в мире, как раз из-за вот этих интересных конструкций. Так что я ожидаю, что выход 16-й линейки — это для многих хороший повод купить прошлогоднюю модель или двухлетнюю.