Екатеринбургские школы массово отказывают девятиклассникам в переводе в десятый класс. Многие учебные заведения зачисляют только отличников и участников олимпиад, а остальным, кто не смог преодолеть дополнительный отбор, не хватает мест.
«Лицей № 110 позиционирует себя как учреждение с углубленным изучением отдельных дисциплин. После девятого класса ученик должен выбрать желаемую дисциплину, сдать ОГЭ и по результатам общего балла, вычисляемого по определенной методике, поступить в десятый класс либо быть отчисленным для перехода в другую школу. В классы по специальным направлениям конкурс проводился для учащихся со всего города, по факту — для круглых отличников», — рассказал 66.RU один из родителей Александр.
По его словам, удивление вызывает позиция руководителей, которые отказываются давать преференции для уже отучившихся в лицее учеников. На поступление в десятый класс не влияют достижения в культуре (даже если ученик — лауреат международных конкурсов) и спорте, а также оценки за индивидуальные проекты. Лицей не предлагает школьникам, которые не смогли пройти отбор в класс с конкретной специализацией, перейти в класс с более низким проходным баллом.
Сложившаяся ситуация — следствие вступления федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения (ФГОС-3). Как пояснили 66.RU в департаменте образования городской администрации, с сентября 2023 года, после вступления в силу поправок, все старшие классы стали профильными — естественно-научными, социально-экономическими, технологическими и гуманитарными, где школьники на углубленном уровне изучают как минимум два предмета.
Зачисление в десятые профильные классы производится по результатам индивидуального отбора. Школы вправе самостоятельно определять специализацию (исходя из материально-технической базы и квалификации педагогического состава) и устанавливать критерии отбора. В основном учитывается средний балл аттестата, оценка основного госэкзамена или результаты собеседования. Хотя в каждом случае есть свои нюансы.
«Критерии отбора заложены в локальном нормативном акте. Как правило, по итогам индивидуального отбора выстраивается рейтинг, состоящий из результатов экзаменов по предметам, которые в десятом и одиннадцатом классах будут профильными, а также может учитываться средний балл аттестата в случае равных результатов рейтинга у конкретных обучающихся. Победителям и призерам олимпиад предоставляется преимущественное право зачисления в десятый класс», — рассказали в департаменте образования.
Для профильных классов прописка не имеет никакого значения. Ребенок из пригорода Екатеринбурга может поступить в любую престижную екатеринбургскую гимназию или лицей.
Школа создает приемную и предметную комиссии, куда входят в том числе и учителя. Если родители не согласны с тем, что их ребенка не приняли в десятый класс, то им нужно в течение двух дней подать апелляцию в конфликтную комиссию школы. Еще они могут обратиться в районное управление образования, чтобы узнать, в какой школе есть свободные места, и попробовать попасть туда.
Участники инициативной группы, которая собралась в Екатеринбурге, считают, что ФГОС-3 стал лазейкой для упразднения универсальных десятых и одиннадцатых классов (это тоже является профильным обучением), куда отбор не проводится. А это является нарушением права ребенка на получение бесплатного общего образования.
«Учеба в школе делится на три ступени образования: начальное общее (1–4 классы), основное общее (5–9 классы) и среднее общее (10–11 классы). В девятом классе школьник при успешной сдаче ОГЭ получает аттестат, а директор выпускает один общий приказ, по которому отчисляется вся параллель. Однако у школ нет оснований это делать без заявления родителя о досрочном прекращении образовательного процесса», — говорит Ольга, одна из активных участниц инициативной группы.
В 2020 году Конституционный суд РФ озвучил позицию по этой проблеме: окончание девятого класса не является основанием для отчисления, так как ребенок не завершил образовательную программу.
По словам Ольги, руководители школ объясняют свои действия тем, что у них нет возможности обучать детей по программам общего образования. Она подчеркивает: во ФГОС прописано, что школы вправе организовать профильные классы, но нигде нет требования, что должны быть исключительно они.
«Кто не смог поступить в десятый класс, вынужден идти либо в другую школу, готовую его принять, либо в колледж/техникум. Там не каждый сможет претендовать на бюджетные места, и среднее общее образование становится для семьи платным. А это противоречит Конституции РФ. Происходит дискриминация — одним государство обеспечило бесплатное общее образование, а другим — нет», — считает женщина.
Подобные случае распространены не только в Екатеринбурге. Жалобы от родителей поступают из Москвы, Иркутской, Челябинской, Оренбургской областей, Краснодарского края.
«Результаты проверок показали, что в ряде регионов органы власти и администрации муниципальных школ нарушают права детей на получение бесплатного и общедоступного образования. Вопреки положениям закона и желанию детей, им отказывают в зачислении в десятый класс, так как дальнейшее обучение проводится исключительно по профилям углубленного изучения отдельных предметов. При этом интересы школьников не учитываются, а так называемые универсальные классы попросту отсутствуют», — сказано в сообщении Генпрокуратуры.
Несмотря на позицию ведомства, проблему на системном уровне решить сложно.
«В 2024/2025 учебном году в школах Екатеринбурга откроется 330 профильных десятых классов. Это около 9 тыс. мест для приема. Общеобразовательных классов, в которых все предметы изучались бы на базовом уровне, больше нет, а значит, и поступить в общеобразовательный класс нет возможности. Такой подход реализуется во всех школах Российской Федерации», — прокомментировали в департаменте образования.
Собеседники 66.RU из сферы образования намекают, что для школ ликвидация универсальных классов — способ повысить средний балл аттестатов одиннадцатиклассников и иметь высокий процент поступлений в престижные вузы. Оба показателя в конечном счете влияют на рейтинг учебных заведений.
С другой стороны, оговаривается один из экспертов, и родители могли бы заранее задуматься о траектории обучения своего ребенка, а сам школьник к 15–16 годам — определиться с будущей профессией или хотя бы направлением деятельности.
Другой инсайдер предполагает, что Минобразования РФ может спускать в муниципалитеты, а те — в школы, негласные инструкции.
«Не секрет, что в стране дефицит рабочих специальностей. Спрос на синих воротничков большой. Поэтому не исключено, что государство, ограничивая прием в десятые классы, провоцирует переток школьников в учреждения среднего профессионального образования», — рассуждает собеседник.