Кикшеринговые сервисы Whoosh и Urent еще в 2022 году заключили с администрацией Перми соглашения о взаимодействии. В документе прописывался порядок размещения средств индивидуальной мобильности (СИМ), запретные для движения зоны и территории с ограничением скорости.
В октябре 2023 года в мэрии Перми рассказали о росте количества ДТП с участием электросамокатов. За сезон зарегистрировали 77 случаев, в том числе один со смертельным исходом. На странице администрации города «ВКонтакте» жителям предложили выбрать, что нужно сделать для регулирования работы кикишеринга:
Проголосовали 2,8 тыс. человек: почти 56% проголосовали за первый вариант, 32% — за второй, последний набрал 12%.
В конце 2023 года администрация Перми в одностороннем порядке разрывает соглашения с кикшерингом. Причиной назывались многочисленные нарушения со стороны сервисов. Компании заявили, что соблюдают все правила.
9 февраля в администрации Перми прошли публичные слушания об изменении правил благоустройства. На них обсуждалась идея запретить парковку СИМ в центре и еще на 38 улицах города. Противники самокатов указывали на статистику ДТП, сторонники — говорили об отсутствии в городе необходимой инфраструктуры и о том, что мэрия ничего не делает с автомобилистами, которые гораздо чаще нарушают ПДД и другие кодексы.
25 марта 2024 года, перед началом нового сезона, Центр управления регионом Пермского края подвел итоги нового опроса в соцсетях «ВКонтакте» и «Одноклассники». В нем приняли участие 605 человек. 75% из них выступили за ограничения для самокатов. Правда, 86% от числа голосовавших не пользуются этим видом передвижения. Позже выяснилось, что только 345 респондентов проживают в Перми.
На следующий день гордума Перми запретила парковку самокатов в центре и на основных 38 улицах города. Инициативу депутатам представил вице-мэр Дмитрий Галиханов. Он заявил, что за три года работы кикшерингов в городе накопился негатив к электросамокатам. По словам чиновника, продвигая инициативу, он опирался на результаты проведенного опроса жителей.
Красным отмечены зоны в Перми, где действует запрет на парковки для самокатов |
Whoosh и Urent всю весну пытались бороться с решением гордумы. Кикшеринговые сервисы называют действия властей незаконными и противоречащими Конституции РФ.
В середине апреля компании убрали с улиц Перми все самокаты. Средства передвижения нельзя было отыскать на карте в приложении.
Все электросамокаты увезли на базу сервисов, но после вернули на улицы города. За три дня после этого 532 модели оказались на штрафстоянках.
«Наши самокаты запретили парковать в центре, не предложив альтернативной парковки за пределами этой территории. При этом наше письмо в администрацию города с предложением инвестировать в строительство парковок в Перми осталось без ответа. Кроме того, наши самокаты стали эвакуировать даже в тех местах, где запрет на парковку не действовал», — сообщали в Urent.
В пресс-службе Whoosh рассказали, что новые правила сломали транспортную модель самокатов, успешно работающую в других российских городах. Пытаясь найти выход из ситуации, в конце апреля сервис начал менять электросамокаты на электровелосипеды, «чтобы у 175 тыс. пользователей осталась альтернатива». Но и велосипеды стали отправлять на штрафстоянку.
В середине мая администрация Перми подготовила проект постановления, в рамках которого под принудительную эвакуацию и наложение штрафа могут попасть все виды средств индивидуального перемещения, бесконтрольно брошенных на улицах города.
Фото: скрин 66.RU |
---|
Сейчас в центре Перми нет ни одного самоката, но велосипеды пока еще есть |
15 мая прокуратура Перми признала решение городской думы о запрете стоянок нарушением федерального закона. Whoosh и Urent смогли полностью вывезти электросамокаты со штрафстоянок лишь 28 мая. Чтобы выкупить самокаты, владельцы должны были заплатить по 1500 рублей за эвакуацию каждого, а также по 100 рублей за день хранения.
«Ситуация в Перми является исключением из правил. Мы считаем действия администрации не соответствующими российскому законодательству, такой же точки зрения придерживается и прокуратура, куда мы направили жалобу. Самое важное, что действия городских властей лишили сотни тысяч горожан привычного способа передвижения, значительно усложнили транспортную ситуацию в городе. Осознавая свою ответственность перед жителями Перми, мы продолжаем работу по возвращению самокатов на улицы города», — рассказали 66.RU в пресс-службе Whoosh.
28 мая Urent обратился к главе федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства Александру Исаевичу с просьбой помочь в решении конфликта. В письме компания отмечает, что готова безвозмедно вкладывать свои деньги в развитие городской велоинфраструктуры.
Финала этой истории еще нет.
В Екатеринбурге уже несколько лет пытаются принять меры по регулированию сферы электросамокатов, но стороны пока не смогли прийти к единому решению. В начале сезона 2024 года администрация утвердила 14 новых улиц и парков, где водителям электросамокатов нельзя будет ездить быстрее 15 км/ч.
В конце апреля начальник ГИБДД Екатеринбурга Роман Ярыш предложил более кардинальные меры: «У нас что ни день, то ДТП с самокатом. Надо решать этот вопрос либо убирать самокаты в отдельную зону», — сказал Ярыш на заседании гордумы в конце апреля.
21 мая стало известно, что сотрудники администрации Екатеринбурга изучают опыт Перми и Санкт-Петербурга в части парковочных пространств для самокатов. И пока действительно все идет по пермскому сценарию.
24 мая губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев встретился с мэром Алексеем Орловым. В телеграм-канале «Не для протокола», близком к администрации Куйвашева, появилось сообщение: «Мэру поставлена задача — максимально ограничить движение электросамокатов в городе, вплоть до их полного запрета. За четыре месяца произошло уже 27 ДТП, в которых пострадало 29 человек, в том числе восемь детей». Пресс-служба мэрии Екатеринбурга эту информацию не подтвердила, но и не опровергла.
Источник 66.RU рассказал, что городские власти помимо запретных зон обсуждают следующие меры:
Не дожидаясь официального постановления, Urent первым ограничил скорость движения до 10 км/ч на 70 оживленных перекрестках Екатеринбурга. В Whoosh аналогичное решение пока не приняли. В компании рассказали, что находятся в постоянном диалоге с администрацией города; в Перми же никто с кикшеринговыми сервисами до сих пор не совещался.
«В Екатеринбурге сформирована рабочая группа — проводится ежедневная совместная работа. Насколько мы знаем, речи о запрете не ведется. Идет процесс модернизации правил — абсолютно естественный в условиях постоянного роста востребованности кикшеринга. Безусловно, правила должны быть, кикшеринг — это новый городской транспорт, и, точно так же как и метро или автобусы, он должен быть абсолютно понятен всем горожанам. Важно, что сервисы кикшеринга полностью включены в работу и все решения проговариваются и прорабатываются заранее. Подобный подход, безусловно, сделает самокаты еще более удобными», — сообщили нам в компании.
Одна из таких встреч прошла сегодня. На ней представители сервисов кикшеринга и администрации города обсудили необходимость заключения соглашения о взаимодействии и его параметры: новые зоны ограничения движения и скорости, запрет парковок у школ.
По итогам прошлого сезона Екатеринбург назвали столицей электросамокатчиков. За семь месяцев 39% жителей города (более 600 тыс. человек, — прим. ред.) совершили хотя бы одну поездку — это рекордный показатель среди всех городов присутствия Whoosh.
Несмотря на борьбу властей с электросамокатами, их популярность и численность в России только растут.
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU |
---|
Большую часть рынка занимают Whoosh и Urent.
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU |
---|