Основные пункты:
- Увеличат выделенные полосы с 17 до 42, приоритет на дороге отдадут общественному транспорту.
- Для трамвая сделают обособленные пути. Их будут отделять бордюрами и столбиками, чтобы туда не выезжали автомобилисты. Любителей ездить по трамвайным путям будут штрафовать.
- Увеличат число платных парковок с 3 тыс. до 17 тыс.
- Изменят маршруты: их попытаются сделать удобнее.
- Частные перевозчики будут получать деньги за пройденные километры, а не за выручку с билетов.
- После введения брутто-контрактов с перевозчиками пересмотрят стоимость проезда, улучшат условия для пересадочных тарифов.
- В транспорте повсеместно будут ставить валидаторы. Кондукторов массово увольнять не собираются, сотрудники контролируют оплату проезда.
- С 2025 года начнут реконструкцию депо, где работают сотрудники транспортных предприятий.
- Улучшат работу светофоров.
- Массово начнут эвакуировать неправильно припаркованные автомобили.
Контроль за маршрутами, процедурой оплаты проезда и всеми другими аспектами общественного транспорта будет производить центр управления пассажирскими перевозками.
«Это же понятно, где не платят, на каком маршруте. Есть люди, которые готовы платить, но они просто не могут, как килька в бочке стоят. Я бы сам не платил, если бы был прижат головой к дверям. Когда в автобусах будет места больше, начнут штрафовать», — рассказал заместитель главы Екатеринбурга Рустам Галямов на встрече с журналистами.
Проводить реформу будут «своими силами», на бюджетные средства Екатеринбурга и Свердловской области. Предварительная сумма — 13 млрд рублей. На первом этапе транспортная реформа не будет окупаться.
«На сегодняшний день транспортная работа выполняется на 70%. Две причины — кадровый город, а также наличие прибыльных и неприбыльных маршрутов. При правильном построении маршрутов выручка будет расти. Общественный транспорт — это социальная услуга, и мы подходим к этому так. Это соцуслуга, которая должна качественно оказываться. Мы не ставим себе цели на этом заработать. <…> Времени крайне мало. Мы сами себе такие сроки поставили», — резюмировал вице-мэр.
- В конце 2023 года мэр Алексей Орлов передал ответственность за общественный транспорт от одного вице-мэра — Алексея Бубнова — к другому, Рустаму Галямову. Тот должен был подготовить новый план работы транспорта.
- Рустам Галямов встречался с частными перевозчиками и муниципальным «Гортрансом», чтобы обсудить проблемы общественного транспорта. Главные проблемы: низкая стоимость контрактов, нехватка водителей и кондукторов, высокая стоимость лизинга.
- В начале марта мэр Алексей Орлов анонсировал транспортную реформу. К ней перейдут в третьем квартале 2024 года. Согласно изменениям, с перевозчиками будут заключать брутто-контракты. Подрядчики будут получать оплату за километры, а выручка от оплаты билетов пойдет в бюджет города.
- Стоимость проезда повышать не будут, пока качество перевозок не увеличится. Горожане платят по 33 рубля, хотя себестоимость одной поездки составляет 40 рублей.
- Штраф для безбилетников повысят со 100 до 2500 рублей, повторный — до 5000. К поиску «зайцев» привлекут Росгвардию.
Авторы текста: Кирилл Смоленцев, Анна Митчина