Согласно подписанному мэром документу, за два года расходы на общественный транспорт выросли с 8,64 млрд рублей до 14,39 млрд рублей. Основной источник финансирования — 11,1 млрд рублей — бюджет Екатеринбурга.
Программа разделена на три больших раздела. Первый из них, самый затратный, предусматривает повышение надежности и безопасности общественного транспорта.
На обновление парка с 2024 по 2026 год потратят 577 млн рублей. Основная часть средств была освоена ранее. Всего программа предусматривает покупку 50 троллейбусов и 30 автобусов. Троллейбусы уже закупили и доставили в Екатеринбург в 2023 году, до конца января 2024 года в город должны приехать 30 новых автобусов.
Техника в городе изношена: средний возраст трамваев — 37 лет (норма — 18 лет), троллейбусов — 26 лет (стандарт — 10 лет), автобусов — 8 лет (при норме 8 лет).
Расходы на повышение надежности и безопасности общественного транспорта в 2024–2026 годах:
- привлечение перевозчиков на конкурсной основе — 4 млрд рублей;
- концессионные соглашения о создании, реконструкции и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры — 500 млн рублей;
- реконструкция остановок — 97 млн рублей;
- субсидии транспортным предприятиям — 77 млн рублей;
- техподдержка и эксплуатация транспортной инфраструктуры (электронных табло на остановках, систем мониторинга транспорта и др.) — 45 млн рублей;
- проверки транспортной инспекцией — 28 млн рублей;
- установка знаков и информационных табличек на остановках — 6,8 млн рублей.
Второй раздел программы связан с повышением безопасности движения. Он включает ежегодную установку новых светофоров, дорожных знаков, искусственных неровностей, внедрение интеллектуальных транспортных систем, ремонт дорог местного значения. На эти цели в ближайшие три года заложено более 3 млрд рублей.
Третий раздел — расходы на организацию парковок в городе. Ежегодно на содержание 2604 машино-мест на автомобильных дорогах общего пользования будут тратить в среднем 44 млн рублей или 133 млн рублей за три года. Еще по 16 млн рублей в год (всего 48 млн рублей) потратят на содержание подземного паркинга на Пирогова. Двухуровневый паркинг на 439 машин построили в Екатеринбурге к чемпионату мира по футболу 2018 года.
- Реформировать систему общественного транспорта в Екатеринбурге с переменным успехом пытаются как минимум 10 лет. История «Гортранса» циклична. Отсутствие прибыли, нехватка кадров, отключение электричества за долги — все эти проблемы муниципального предприятия администрация пока не может решить. Власти неоднократно пытались отдать электрический городской транспорт в частные руки, но договор концессии так и не был подписан.
- «Гортранс» — самое убыточное муниципальное предприятие Екатеринбурга. Его чистый убыток за 2022 год составил 237 млн рублей. В 2024 году мэрия заплатит «Гортрансу» за перевозку жителей 1,1 млрд рублей. Дополнительно администрация выделит из бюджета 94 млн рублей на покрытие потенциальных долгов.