История БАЭС — краткий курс мировой атомной энергетики. За все время на станции не запустили ни одного серийного реактора. Каждый изготавливали впервые. Поначалу из-за неустойчивой работы реакторы АМБ-100 (Атомный Мирный Большой) и АМБ-200 часто глушили. Проблема была не в конструктивных просчетах и не в ошибках при эксплуатации, а в опытно-промышленном статусе энергоблоков. Приставка «опытно» означала, что эти станции рассматривают как полигоны для испытания новых технологий. Тут возникало противоречие. С одной стороны, конструкции первых АЭС нуждались в доработке, с другой — от них требовали стабильных поставок электроэнергии.
Первый энергоблок с реактором АМБ-100 запустили 26 апреля 1964 года в 17 часов 45 минут. Конструкция получилась усложненной — сказался недостаток опыта. Реактор еще не начал работать, а инженеры уже заявили: повторять эту модель не стоит. Их выводы подтверждали отказы оборудования, которые сотрудники станции не всегда могли объяснить.
Второй реактор, АМБ-200, признали более удачным: при одинаковом диаметре и числе рабочих каналов мощность увеличилась вдвое. 29 декабря 1967 года его включили в энергосистему.
«При всех недостатках первых реакторов БАЭС с ядерным перегревом пара их КПД был на уровне 38–40% — таких показателей не было ни у кого в мире, — говорит Сергей Щеклеин, завкафедрой атомной энергетики УрФУ. — По своим энергетическим характеристикам Белоярская станция всегда опережала АЭС в других странах».
В пожаре 1978 года пострадал реактор АМБ-200.
Две версии одного пожара
Пожар на Белоярской АЭС объясняют морозами. В ночь с 30 на 31 декабря температура в Заречном опустилась до минус 47 градусов. Из-за ошибок монтажников, строивших цеха, и разницы температур металлическая балка, которая поддерживала фермы здания, сократилась в размере, вышла из опоры и упала вниз, перебив по пути маслопровод турбины и электрический кабель. Из-за короткого замыкания загорелось разлитое на полу масло. Вслед за балкой рухнули фермы, часть крыши и наружные оконные переплеты с металлическими рамами и двойным остеклением.
Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
Выводы о причине аварии на БАЭС подтверждает случай на Нижнетагильском металлургическом комбинате, где той же зимой, не выдержав аномального холода, провалилась крыша рельсобалочного цеха.
По другой версии, пожар на атомной станции начался раньше, чем упала крыша. Об этом, в частности, рассказывал Валерий Лебедев, работавший на БАЭС начальником реакторно-турбинного цеха № 1. По его словам, причиной была утечка масла из фланцевого соединения на трубопроводе главного масляного насоса турбины. Возможно, при ремонте использовали детали, которые не обеспечивали герметичность. Масло, нагретое до 500 градусов, под давлением 30 атмосфер брызнуло вверх и в контакте с кислородом воздуха загорелось. Локализовать пожар в машинном зале не смогли из-за горючей изоляции электрических кабелей — специальной кабельной продукции для АЭС в то время не делали.
Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
Через вертикальные кабельные шахты пламя добралось до щита управления агрегатами энергоблока — с этого момента персонал станции не мог контролировать реактор. От нагрева деформировались стальные фермы перекрытий в машинном зале, и три пролета обрушились. Энергоблок № 1 с реактором АМБ-100 продолжал работать еще какое-то время — его остановили, когда приборы контроля турбины на морозе стали отказывать.
Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
Если объяснять аварию морозами, получится, что виновата стихия. Утечка масла говорит, скорее всего, об ошибке работников БАЭС, возможно, слесарей-ремонтников.
«Тьма египетская»
Огонь на БАЭС тушили пожарные Белоярского гарнизона, Екатеринбурга, Асбеста и Каменска-Уральского.
Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
Обязанности начальника 35-й военизированной пожарной части в Заречном исполнял капитан Иван Ватрич. Когда он приехал на БАЭС и вошел в машинный зал, ни стен, ни потолка не было. Внутрь помещения обрушилось 960 квадратных метров перекрытий. По словам Ватрича, в зоне пожара оказались тонны горючей жидкости и емкость с водородом. Установка пожаротушения не работала — упавшая плита перерубила проводку.
Позже начальник электроцеха БАЭС Виктор Елсуков вспоминал: «Ночь была чудовищной. Блочный щит вышел из строя, электрооборудование полыхало, кабеля выгорали дотла целыми шахтами. Никакой связи, тьма египетская, если не считать света пожара, отсутствие технической воды, мороз под 50 градусов, суматоха, неразбериха. В такой обстановке мы собирали прожекторы и устанавливали их там, где света не было».
Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
По словам тушивших пожар, задымление было таким, что при свете прожектора человек не видел кисть вытянутой руки. Из-за сложной планировки сотрудники БАЭС в противогазах водили пожарных по помещениям. Чтобы не заблудиться самим, пользовались шнуром, привязанным в безопасном месте.
В огне погибла первая в отечественной ядерной энергетике вычислительная система «Карат», собиравшая информацию с датчиков, установленных в реакторе. Это осложнило задачу тем, кто пытался оценить его состояние.
Несколько слов о Кондратове
Когда о пожаре на Белоярской АЭС узнали в Свердловске, дежурному по управлению КГБ пришлось будить первого секретаря обкома КПСС Бориса Ельцина. Тот распорядился отправить на станцию зампредседателя облисполкома Юрия Кондратова, отвечавшего за промышленность и транспорт.
Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
Работа в исполкоме стала для Кондратова почетной отставкой с должности гендиректора Уралмашзавода. Бывшие сотрудники УЗТМ уверяют, что он пострадал из-за приписок своего предшественника, которого забрали в Москву на повышение. При советской власти была практика, когда руководители предприятий с негласного разрешения профильного министерства докладывали о перевыполнении плана. В случае с УЗТМ речь шла о шагающих экскаваторах, буровых установках и прокатном стане, существовавших только на бумаге, но оплаченных из государственного кармана. Как избавиться от долгов, Кондратов не знал. Он начал рассылать в московские ведомства просьбы освободить завод от невыполнимых обязательств и сделался неудобен.
В один из дней Ельцин сообщил Кондратову, что им недоволен председатель Совета министров Николай Тихонов. И добавил: «Нет необходимости объяснять, что означает мнение члена политбюро ЦК КПСС». С завода Кондратову пришлось уйти.
Теперь Ельцин отправлял его ликвидировать аварию.
Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
Когда Кондратов добрался до БАЭС, реактор АМБ-200 уже заглушили. Пожарные в противогазах боролись с огнем.
Ядерного взрыва не будет
Кроме Кондратова, руководителей пожарной охраны и «Свердловэнерго», на БАЭС приехали все силовики.
Директор станции Вадим Малышев объяснил Кондратову, что после остановки турбин охлаждающие циркуляционные насосы отключились — температура в реакторе продолжает расти. Кондратов справился с этой задачей, объявив главе «Свердловэнерго» Виктору Казачкову, что за охлаждение реактора теперь отвечает он вместе с энергетиком БАЭС.
Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
Электроэнергию на станцию подали к восьми утра. Малышев торопил включить насосы — по его словам, температура в реакторе приближалась к критической. В начале девятого позвонил председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин с вопросами к начальнику штаба.
Кондратов признался, что все сложно.
Четыре часа спустя Косыгин позвонил снова, чтобы поговорить с начальником управления пожарной охраны Свердловской области Геннадием Гуляевым. Тот заверил, что помощь военных и пожарных из других регионов не потребуется. Узнав, что на БАЭС включили электричество и пожарных бьет током, Косыгин сказал: «Если будут жертвы, отвечать придется Кондратову».
Помимо Косыгина, на БАЭС звонили секретарь ЦК КПСС Андрей Кириленко, который курировал промышленность, и Борис Ельцин. Утешить их было нечем — температура в реакторе продолжала расти.
Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
Кондратов вспоминал потом, как пожарные расчеты, работавшие в задымленных помещениях, по очереди отдыхали прямо на лестницах между этажами. Малышеву он предложил открыть для них бомбоубежище и привезти туда с базы отдыха кровати, кресла и стулья. Спускаться в бомбоубежище пожарные отказывались. Говорили: если реактор рванет, мы оттуда не выберемся. Кондратов объяснял, что ядерный взрыв на АЭС не случится ни при каких обстоятельствах.
«А чего ждать?» — спрашивали его.
Риски и угрозы
Люди хотели знать, что произойдет, если температуру в реакторе не удастся снизить.
Физики говорят, вариантов было два.
Первый — тепловой взрыв реактора. Восемь лет спустя такое случилось на АЭС в Чернобыле, где эксплуатировали водографитовый реактор РБМК мощностью тысяча мегаватт. Реакторы АМБ-1 и АМБ-2 на БАЭС были другой конструкции и меньшей мощности, но сценарий со взрывом, несмотря на небольшую вероятность, приходилось учитывать.
Второй вариант — радиоактивное заражение оборудования станции и окружающей среды. При росте температуры и давления внутри реактора оболочки тепловыделяющих элементов могли разрушиться, продукты деления топлива — попасть в теплоноситель (воду) и вместе с ним через трубопроводы станции и конденсатор турбины уйти в пруд-охладитель.
Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
В 14:00 Кондратов поручил областному военному комиссару составить списки поэтапной эвакуации населения Заречного и Белоярского района в радиусе 30 километров. В первую очередь хотели собрать и отправить всех детей, потом рассудили, что начнется паника, и от этого замысла отказались. Перевозить людей планировали по железной дороге и автобусами, которые снимали с маршрутов в Екатеринбурге. Больше сотни автобусов и грузовиков (по другим данным — 300) кружили по Заречному, чтобы не заморозить двигатели. На ближайшей станции дежурили две электрички. Размещать людей собирались в санаториях, школах и детских садах.
В 17:00 Кондратову сообщили, что температура в реакторе стабилизируется. В этот момент снова позвонил Косыгин с известием, что в Свердловск вылетает государственная комиссия по ликвидации аварии.
Через два часа реактор начал остывать. В штабе посчитали, что эвакуировать людей уже не придется.
Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
По данным штаба, 30-31 декабря на БАЭС боролись с огнем 270 пожарных. 26 человек потом лечили от дымовых отравлений и обморожений. О людях, получивших дозы облучения, официальных сведений нет.
3 января Кондратову нашли новое дело — в Баранче взорвалась котельная, погибли три человека, при температуре минус 35 жители поселка остались без тепла. Надо было искать помещение, устанавливать котел и прокладывать теплотрассу.
Эксперимент не закончился
О пожаре на атомной станции в газетах не сообщили. Информация о простаивающих мощностях БАЭС расходилась с планами сделать СССР мировым лидером атомной энергетики. Частью этих планов был экспериментально-промышленный реактор на быстрых нейтронах БН-600, который с 1969 года строили на БАЭС.
Восстановить станцию удалось за шесть месяцев. На помощь прислали специалистов других атомных объектов. Договариваться с заводами о производстве оборудования помогал бывший директор БАЭС Владимир Невский, работавший в министерстве атомной энергетики СССР.
Новый блок запустили в шесть утра 29 июля 1979 года. По словам начальника смены Бориса Чубарова, вечером сотрудников собрали в конференц-зале, поздравили с началом работы и подарили книги с автографами директора БАЭС Вадима Малышева, руководителей парткома, профкома и комитета ВЛКСМ.
Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
Когда все закончилось, на всех атомных станциях страны заменили электрические кабели с горючей изоляцией, в условия безопасности включили требование оснащать энергоблоки резервными щитами управления, чтобы при авариях не терять контроль.