Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Найдут алкоголь — в колонию». Как работают исправительные центры, один из которых построят на Уктусе

24 декабря 2023, 16:00
«Найдут алкоголь — в колонию». Как работают исправительные центры, один из которых построят на Уктусе
Фото: Антон Буценко, 66.RU
Исправительный центр для женщин, приговоренных к принудительным работам, открылся в Нижнем Тагиле в начале 2021 года. Сейчас против строительства аналогичного учреждения для мужчин в Екатеринбурге выступают жители Уктуса. Они считают будущее соседство с осужденными опасным для жильцов расположенных рядом домов и их детей. Корреспондент 66.RU посетил нижнетагильский исправительный центр, чтобы узнать, как он устроен, кто и в каких условиях там содержится.

Принудительные работы в исправительных центрах как вид наказания внесли в Уголовный кодекс в 2011 году. По мнению ФСИН, новая норма должна была способствовать «исправлению и ресоциализации осужденных через обязательное привлечение к труду».

В Свердловской области первый исправительный центр заработал в 2019 году, сейчас в регионе их семь.

Для приговоренных к исправительным работам в системе ФСИН есть два типа учреждений. Первый — исправительные центры, они располагаются в отдельных зданиях и могут размещаться где угодно. Второй — изолированные участки, действующие как исправительные центры (УФИЦ) — создаются при колониях. Организовать последние проще — не нужно создавать отдельное юридическое лицо, для такого центра несложно найти здание в уже действующей инфраструктуре исправительного учреждения.

УФИЦ отличается от исправительного центра только своим соседством с той или иной колонией. При этом большая потребность существует именно в исправительных центрах, не привязанных к пенитенциарным учреждениям, поскольку рабочая сила чаще требуется в больших городах, расположенных вдалеке от мест отбывания заключения.

Исправительный центр при нижнетагильской ИК-6 оборудован в здании бывшей швейной фабрики и рассчитан на проживание 80 женщин.

«Найдут алкоголь — в колонию». Как работают исправительные центры, один из которых построят на Уктусе
Фото: Антон Буценко 66.RU

Исправительный центр при нижнетагильской ИК-6

Приговоренных к принудительным работам трудоустраивают там, где не требуются специальные навыки. Они работают дворниками, посудомойками, охранниками, занимают другие вакансии, не требующие особой квалификации. Сами осужденные не могут выбирать место работы и обязаны трудиться там, куда их направит ФСИН. При этом они могут сохранить за собой рабочее место после отбытия наказания.

«Мы подбираем работу исходя из личности осужденного, его навыков», — объясняет начальник УФИЦ при нижнетагильской женской исправительной колонии № 6 Алена Уткина.

Мария отбывает наказание за хранение наркотиков. Женщине 35 лет. На принудительные работы ее отправили в столовую крупного нижнетагильского химического комбината.

«Поначалу я работала машинистом посудомоечной машины. Эта работа мне не очень нравилась. Я подошла к руководству и попросила дать мне другую работу. Мне пошли навстречу. Прямо здесь я закончила курсы поваров. Теперь работаю поваром-универсалом. Готовлю для рабочих все, что есть в меню», — рассказала она 66.RU.

«Найдут алкоголь — в колонию». Как работают исправительные центры, один из которых построят на Уктусе
Фото: Антон Буценко 66.RU

Мария готовится в январе запросить условно-досрочное освобождение.

Химкомбинат сам попросил ФСИН предоставить работников из числа осужденных. Руководитель столовой, где трудится Мария, рассказывает, что ее предприятие постоянно испытывало нехватку работников. Теперь 7 из 14 ее сотрудников — осужденные.

По приговору суда Мария должна была отбывать срок в колонии, но смогла добиться смягчения наказания и оказалась в исправительном центре. В столовой комбината она познакомилась с сотрудником пожарной части предприятия. Пара поженилась. После свадьбы Марии разрешили покинуть исправительный центр и переехать к супругу. Несмотря на то, что женщина сейчас фактически находится на свободе, она должна соблюдать правила: регулярно ездит отмечаться в исправительный центр, соблюдает комендантский час, ей запрещено употреблять алкоголь и наркотики. Сотрудники ФСИН периодически навещают семью, проверяя соблюдение Марией режима, ей также приходится сдавать тесты на содержание в организме запрещенных веществ. В январе Мария планирует запросить условно-досрочное освобождение.

Половина всех находящихся в исправительном центре женщин прибыла сюда из колоний, суд смягчил им наказание, другая половина — те, кого сразу приговорили к принудительным работам.

«Девочки, оказавшиеся здесь после колонии, безоговорочно соблюдают здешний режим. Они готовы соблюдать распорядок. А те, кто приехал сюда по решению суда, не до конца понимают, где оказались. Они ходят поначалу такие развязные. Мы им объясняем, что нельзя допускать нарушений, потому что иначе вам не видать УДО, а может, вообще получите ужесточение режима и вместо исправительных работ поедете в колонию», — рассказывает еще одна обитательница нижнетагильского УФИЦ Елена.

Елену приговорили к длительному сроку заключения за распространение наркотиков. Отсидев шесть с половиной лет, она смогла добиться смягчения наказания и теперь на принудительных работах — кондуктором автобуса.

«Найдут алкоголь — в колонию». Как работают исправительные центры, один из которых построят на Уктусе
Фото: Антон Буценко 66.RU

В июне 2022 года Елена стала героиней новостей — она вернула пенсионерке забытый в транспорте пакет с 37 тыс. рублей.

Отбывающие наказание в виде принудительных работ получают зарплаты наравне с обычными сотрудниками предприятия, где трудятся. Они должны отдавать 5–20% своего заработка (процент устанавливает суд) в пользу государства. Еще они оплачивают свое пребывание в исправительном центре (коммунальные услуги): 800 рублей — зимой, 500 рублей — летом. Одеждой, питанием и товарами первой необходимости осужденные обеспечивают себя самостоятельно. Стирка, готовка, уборка — тоже своими силами.

«Найдут алкоголь — в колонию». Как работают исправительные центры, один из которых построят на Уктусе
Фото: Антон Буценко 66.RU

Обитатели исправительного центра обслуживают себя сами: закупают еду и одежду, готовят, стирают и убирают свои комнаты.

Исправительный центр похож на общежитие, с той лишь разницей, что осужденные находятся под надзором. В коридорах и комнатах — камеры наблюдения, ведется оно круглосуточно. Обитатели центра должны регулярно сдавать тесты на наркотики и алкоголь, в комнатах бывают обыски.

«Найдут алкоголь — в колонию». Как работают исправительные центры, один из которых построят на Уктусе
Фото: Антон Буценко 66.RU

Помещения центра находятся под круглосуточным наблюдением.

В остальном осужденные пользуются относительной свободой. Им разрешены телефоны, наличные деньги и банковские карты. Есть отпуска и свободное время в выходные. До работы они могут добираться на собственных автомобилях.

Елена рассказывает, что в 2023 году из исправительного центра назад в колонию отправились только две женщины. Одну уличили в употреблении наркотиков, у другой нашли следы алкоголя в крови.

«Когда меня перевели на принудительные работы, в Свердловской области мест не было, и я уехала в Подмосковье. Там мы жили все вместе: один этаж был мужской, другой — женский. И там, и здесь я встречала только адекватных людей. Я уверена, что никто из них не способен на рецидив. Все любят жизнь. На нас есть, конечно, клеймо зэчек. Но мы адекватны и не страшны для общества. Я в этом уверена», — говорит женщина.

«Найдут алкоголь — в колонию». Как работают исправительные центры, один из которых построят на Уктусе
Фото: Антон Буценко 66.RU

Типичная комната похожа на среднестатистический хостел.

Исправительный центр в Екатеринбурге построят на Просторной улице, он разместится в законсервированном здании санатория-профилактория «Уктус». Центр будет рассчитан на содержание 196 человек. Осужденные будут трудиться в коммунальных и транспортных предприятиях города. Ожидается, что они займут рабочие места дворников, слесарей, токарей, плотников, маляров и сотрудников «Гортранса».

Против планов ГУФСИНвыступают жители соседних домов, родители учеников расположенных неподалеку школ № 6, № 131 и колледжа «Рифей». Их беспокоит, что заключенные могут свободно выходить за территорию здания, и поэтому боятся за своих детей. Жители Уктуса писали письма прокурору Свердловской области Борису Крылову, губернатору Евгению Куйвашеву, мэру Алексею Орлову и записывали обращение к президенту Владимиру Путину.

Представители ГУФСИН встречались с противниками строительства и дали им гарантии безопасности. По словам сотрудников ведомства, за осужденными будут круглосуточно следить, чтобы выйти в город, им нужно будет написать заявление и указать причину, вокруг здания возведут трехметровый забор. В центре будут содержаться осужденные за кражи, мошенничества и другие не тяжкие преступления.