Чаще всего подделывают продукты с содержанием молочного жира. В свердловские школы и больницы вместо сливочного масла поставляют спред. С начала 2023 года свердловское управление Россельхознадзора исследовало 23 пробы подобной продукции в соцучреждениях области. 43% не соответствовали нормативным требованиям. Заявленный на этикетках молочный жир был заменен на жир немолочного происхождения.
В целом по Свердловской области количество выявленных подделок продуктов с молочным жиром за девять месяцев 2023 года составило 24%.
Исследования молочной продукции в соцучреждениях выявили 33% фальсификата. А изучение в целом продуктов питания, поставляемых в школы и больницы, показало, что 30% из них не соответствуют требованиям, сообщили 66.RU в управлении Россельхозандзора по Свердловской области.
Если в 2021 году показатель неудовлетворительных проб молочной продукции в регионе составил 8,6%, то в 2022-м — 8,8%. Рост выявленного фальсификата за девять месяцев 2023 года уже в разы превысил прошлогодние показатели.
В дело вмешалась Генпрокуратура РФ. Летом 2023 года ведомство объявило проведение проверок производителей молочных продуктов. Однако итоги пока остаются неизвестными.
Опрошенные 66.RU эксперты связали растущее количество пищевого и особенно молочного фальсификата с мораторием на проведение проверок, принятым правительством РФ.
Раньше специалисты Россельхознадзора приходили к производителям животноводческой продукции и на местах отбирали пробы. Сейчас единственным вариантом контроля остается мониторинг системы «Меркурий». Эта база данных позволяет отследить продукты с фермы до прилавка магазина. «Если «Меркурий» показывает, что, допустим, на предприятие поступила тонна молока, из которой сделали три тонны сливочного масла, это, конечно, вызывает вопросы. Подозрительные данные передают силовикам, у которых есть широкий инструментарий для выявления фальсификата», — рассказал 66.RU собеседник, знакомый с подноготной продуктового рынка Свердловской области.
Таким образом сотрудники областной ФСБ начали расследование деятельности предпринимательницы Марины Лебедевой из Екатеринбурга. Компании под контролем Лебедевой поставляли молочную продукцию в екатеринбургскую школу-интернат № 12, детский санаторий «Изоплит», городскую больницу № 40, «Уктусский пансионат», Областную клиническую больницу № 40, «Уральский научно-исследовательский институт дерматовенерологии и иммунопатологии» и другие учреждения.
По версии следствия, производители молочной продукции, находившиеся в сговоре с перечисленными поставщиками, наносили на товар маркировки в соответствии с требованиями контракта. А на самом деле продукция этим требованиям не соответствовала: под видом сливочного масла, например, в школы и больницы продавали спред.
По делу Лебедевой, помимо данных «Меркурия», у силовиков имелась и оперативная информация, которая отчасти подтвердилась после проведенных летом 2023 года обысков и изъятий.
Одним из последних производителей, привлекших внимание силовиков, стал бизнесмен Михаил Бородулин. Специализируясь на молочной продукции, он и ранее оказывался в центре внимания ревизоров. Так, по данным свердловского Россельхознадзора, в 2022 году, манипулируя документальными данными, он изменил сроки годности партии сливочного масла. В 2023 году бизнесмена поймали на фальсификате. Под видом все того же сливочного масла он поставлял спред.