Изменения начнут действовать с пятницы, 1 декабря. Они помогут жителям «лучше ориентироваться в маршрутах курсирующего транспорта», считают в мэрии Екатеринбурга.
Поменяют номера маршрутов:
Фото: пресс-служба администрации Екатеринбурга |
---|
Изменят схему движения в семи направлениях:
Нововведение — часть большой транспортной реформы Екатеринбурга.
Впервые о ней заговорили в 2016 году. Разработкой занимался фонд «Город.PRO». После того как проект столкнулся с критикой, его свернули. В 2019 году действующий мэр Александр Высокинский вернулся к обсуждению изменений, подчеркнув, что реформа может растянуться на 2020–2021 годы.
За это время в Екатеринбурге должна была уменьшиться доля пассажиров, которых возят частные компании. Также планировалось ввести новые маршруты, устранить дублирующие, закупить новую технику, выделить специальные полосы для общественного транспорта. Комплексных изменений не случилось из-за пандемии коронавируса, но точечная работа была выполнена, например, местами действительно появились «выделенки», а в части крупных автобусов установили валидаторы, выполняющие функции недовольных низкой зарплатой кондукторов (с заработком чуть больше 25 тыс. рублей).
После пандемии коронавируса «Гортранс» оказался самым убыточным муниципальным предприятием города с низкими зарплатами для водителей и кондукторов, дефицит которых в итоге достиг 55–60%. Это привело к увеличению интервала движения транспорта.
20 июня на заседании городской думы анонсировали изменение схемы движения автобусов, троллейбусов и трамваев — поменяют около 30 направлений.
«Основная причина — у нас заканчиваются контракты по электротранспорту и автобусам. Это произойдет не внезапно. Изменения — на ближайшие три года. Решение это выстраданное», — сказал Алексей Бубнов.
Чтобы добиться регулярности движения транспорта и обеспечить качественные транспортные услуги, часть дублирующих маршрутов отменят или объединят. Один из векторов движения — микрорайон Новокольцовский, где построили новые студенческие кампусы УрФУ и спортивные объекты импортозамещенной Универсиады.
В Новокольцовский будут курсировать четыре автобусных маршрута под номерами 1, 6, 44 и 56. Бубнов утверждает, что этого хватит для перевозки шести тысяч студентов, которые будут жить в микрорайоне. В 2021 году заместитель губернатора Свердловской области Сергей Швиндт говорил, что после Универсиады-2023 в Новокольцовский будет ходить скоростной трамвай, но пока предпосылок этому нет.
Вместо второй ветки к концу десятилетия горожане получат наземное метро. В рамках проекта стоимостью 100 млрд рублей построят 7 километров путей. Средства выделят федеральный бюджет и РЖД. Свердловская область профинансирует возведение высоких остановочных платформ.
Фото: официальная документация проекта |
---|
Также в рамках этой реформы начали обновлять общественный транспорт. В мае этого года в Екатеринбург доставили первые 10 троллейбусов от завода «Белкоммунмаш» из 50 закупленных для обновления городского парка.
Оставшиеся 40 троллейбусов прибудут в город до 31 октября. Белорусские троллейбусы могут двигаться на автономном ходу до 20 км, что позволяет им ездить там, где нет контактной сети. В салоне может находиться до 83 человек: количество мест для сидения — 30, из них 10 — для людей с ограниченными возможностями здоровья и пассажиров с детьми.
Также власти планируют отдать в концессию городской электротранспорт. Глава Екатеринбурга Алексей Орлов подписал документ, предусматривающий поставку новых 80 вагонов для трамвайной ветки в Академический район.
Экс-сотрудник фонда «Город.PRO», урбанист Владимир Злоказов рассказал 66.RU, что мэрия возвращается к идее реформирования маршрутной сети, которую заложили в изначальный проект:
«Базовая установка того проекта в том, что маршруты наземного транспорта должны быть организованы примерно так же, как линии метро. В метро по тоннелю одной линии ходят поезда только этой линии. Если эта линия не довозит вас до нужного места без пересадки, вы делаете пересадку. Выгода такой системы для пассажира в том, что ему никогда не нужно ждать слишком долго: линий мало, и поэтому можно на каждой из них выдерживать короткий интервал движения. В результате даже поездка с пересадкой будет достаточно быстрой».
Система с большим количеством маршрутов, которая подразумевает, что пассажир должен до любой точки доезжать без пересадок, напротив, предполагает длительное ожидание. Подвижной состав распределен по множеству маршрутов, и нет возможности сделать на них короткие интервалы движения и сократить время ожидания.
По словам Злоказова, для администрации и транспортных предприятий система с меньшим количеством маршрутов выгоднее — позволяет более рационально использовать имеющиеся ресурсы. Но есть нюансы.
Проект 2016–2017 годов презентовали как единую схему для всей маршрутной сети, включающей в себя метро, трамваи, троллейбусы и автобусы:
«Сегодня нам презентуют изменения на отдельных маршрутах, но при этом совершенно непонятно, по крайней мере на первый взгляд, как будет выглядеть и как будет работать вся система в целом. Например, вы отменяете какой-то маршрут, но тогда скажите, как будут осуществляться поездки, которые он обслуживал, даже если их было немного и даже если они теперь будут пересадочными. Это нужно коммуницировать. Более того, со стороны непонятно, есть ли вообще какая-то целевая схема маршрутов, к которой город должен прийти с течением времени. Возможно, она есть в администрации, но до горожан ее не доносят».
Пересадочная» схема работает лучше, если в городе есть привлекательные для пассажиров пересадочные тарифы и безлимитные проездные, которые могут снять с пассажиров финансовое бремя пересадок. В метро, к примеру, пересадки бесплатные, и пассажиры не будут жаловаться. С наземным транспортом этот вопрос за все эти годы в Екатеринбурге так и не был решен, указывает Злоказов.
По его мнению, если администрация движется к «пересадочной» схеме с укорачиванием маршрутов, то ей нужно всерьез озаботиться проработкой системы проездных.
Третий аспект подразумевает, что пересадочная схема работает лучше, если созданы физические условия для пересадок. Сейчас их нет.
«В 2016–2017 годах к этому также ничего не было готово, но по крайней мере была разработана «дорожная карта» того, какие транспортные узлы нужно улучшать в первую очередь, чтобы сделать пересадки более удобными. Сегодня мы ничего об этой работе не слышим», — сказал Злоказов.