Александре — 25 лет. Двадцать из них — она анимешник. По словам девушки, все началось после просмотра «Покемонов». 19-летнюю Динару на аниме тоже подсадили «Покемоны» плюс еще «Соник». 15-летней Маше аниме посоветовал друг, теперь без постоянного просмотра новых серий она уже не может. 20-летний Андрей тоже ссылается на друга.
«Он смотрел аниме и сказал, что аниме — это крутая тема. Предложил мне посмотреть и оценить. Сразу за 2–3 дня посмотрел «Мастеров мечей онлайн». На сегодняшний день уже 8–9 лет в аниме», — рассказал он корреспонденту 66.RU.
Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
Немного необходимой терминологии:
- тайтл — то же самое, что и аниме, название произведения;
- отаку — человек, глубоко увлеченный культурой аниме;
- манга — японский комикс, по сюжету которого рисуется аниме;
- мангака — художник комиксов (манги);
- косплей — перевоплощение в персонажей аниме, манги, компьютерных игр, книг, фильмов и сериалов с помощью костюмов, макияжа, париков.
Плоская анимация и нарисованные кукольные персонажи обычно ассоциируются с детскими мультфильмами. Но в структуру и содержание аниме чаще всего заложен глубокий смысл. Вряд ли ребенок, посмотревший аниме, сможет его понять. С первого просмотра и взрослый человек не разберется в отсылках, фактурных характерах героев и в нестандартных поступках персонажей.
Нередко анимешникам с пытливым умом помогают ютуб-блогеры, разобравшие сюжет тайтла и способные объяснить его скрытый смысл простым языком. Впрочем, культура аниме ориентирована на все возрастные группы.
Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
Контент для аниме-аудитории ранжируется по интересам, возрасту и полу:
- коломо — экранизация сказок без сцен насилия и сюжетных хитросплетений для детей 6–10 лет;
- сёдзё — романтические истории для девочек и девушек 12–18 лет. В центре сюжета героиня, переживающая трудности в отношениях с родителями, ссоры с подругами и романтические чувства к симпатичному парню;
- сёнэн — динамичное аниме с большим количеством экшен-сцен, юмора и духа соперничества. Целевая аудитория — мальчики и юноши 12–18 лет;
- сэйнэн — аниме для молодых мужчин. Характерными чертами этого жанра являются элементы психологии, сатиры, эротики;
- дзёсэй — аниме о семейных отношениях для молодых женщин. Сюжет чаще всего описывает повседневную жизнь женщины, живущей в Японии.
Почему аниме так затягивает
Аниме — это выдуманный идеальный мир, в котором хочется поселиться и жить так, как живут любимые персонажи.
«Отвлекает от реального мира — вот что цепляет в аниме. Например, в романтических тайтлах показана та самая любовь, которую хотят все. Герои сразу влюбляются, у них все хорошо, если ссорятся, то сразу же мирятся. Ты погружаешься в мир героя и забываешь о реальных проблемах», — рассказывает Александра.
Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
Для 15-летнего Михаила ценность аниме в том, что персонажи мультфильмов — не живые киноактеры, которые могут где-то недоиграть. С героями аниме ему проще найти общий язык и понять их.
«Эмоции персонажей не выглядят наигранными, как в фильмах. Ты будто проживаешь жизнь персонажа, чувствуешь то, что переживает он, переносишь все эти тяготы. Также аниме любят за его порой неодинаковый сюжет, который понять бывает действительно сложно и после которого у тебя остается ощущение какой-то опустошенности. Сюжет настолько классный, что нет просто каких-либо слов. В общем, надо самому попробовать, чтобы понять, каково это. На словах это объяснить очень сложно», — утверждает он.
От анимешника к отаку
Анимешники не отождествляют себя с понятием «анимешник». Фанаты аниме вообще никак себя не называют. Слово «анимешник», по их мнению, звучит обидно и оскорбительно. Но все же в среде поклонников аниме есть условное разделение на «анимешник» и «неанимешник».
Анимешник — человек, погруженный в аниме-культуру на начальном уровне. Высшая форма увлеченности аниме называется отаку. Отаку — человек, поглощенный аниме полностью, он тратит все свободное время на тайтлы и мангу. Для него аниме — это жизнь. Этот фанатизм скрыт от окружающих, анимешный мерч в большом количестве чаще присутствует только в личном пространстве — дома: книги, комиксы, фигурки, плакаты.
Отаку могут иметь при себе какие-то небольшие элементы аниме-культуры: значки, сумки, брелоки. Отаку и анимешники иногда красят волосы в яркие цвета и носят одежду с принтом аниме-героев. Но чаще всего в повседневной жизни их внешне почти не отличить от обычных людей ни по одежде, ни по прическе, ни по поведению.
Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
Образ анимешника с яркими волосами, кукольным образом — скорее стереотип. Косплей персонажей аниме можно увидеть лишь на тематических фестивалях.
Аниме меняет жизнь, иногда радикально, иногда — нет. Чаще всего просмотр мультфильмов или чтение манги занимает у анимешника 2–3 часа в день. Крайность в образе жизни — полное погружение в мир аниме. Школьники или студенты начинают смотреть его круглосуточно, жертвуя учебой, другими увлечениями и сном. Часто такие фанаты становятся интровертами, общаясь только с онлайн-друзьями в Сети. Возможны и другие психологические проблемы.
«Бывает и такое, что анимешники-подростки становятся злыми или слабохарактерными. Они вживаются в роль героя. Им так комфортней. Есть каноничные образы. Например, дед инсайдеры. Мальчики с длинными волосами, они ходят в маске, щупленькие, внутренне опустошенные. Или другая крайность — образ антагониста. Подростки, посмотрев аниме с боями, начинают много о себе думать, обижать других, становятся жестокими и грубыми», — рассказывает 19-летняя Динара.
Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
Многих анимешников вдохновляет нарисованный мир аниме, герои, музыка, японская мифология, родной язык персонажей. Поэтому фанаты часто стремятся прикоснуться к японской культуре и хотя бы однажды прилететь в Японию, чтобы своими глазами увидеть хотя бы часть того, что видел когда-то на экране.
«Я изучаю для себя японский язык на протяжении 6 месяцев. В основном самостоятельно, а так, репетитор немного помогает. В будущем, возможно, перееду в Японию. Такое желание появилось после просмотра одного тайтла, в котором было очень много японской культуры, именно в тот момент я загорелся идеей выучить японский и переехать в Токио», — говорит Михаил.
Родители и аниме
Отношения в семье анимешника чаще зависят от родителей. Кто-то из них запрещает детям смотреть японскую мультипликацию, так как считает, что она уводит ребенка из реального мира, а кто-то доверяет выбору сына или дочери.
«Сначала родители воспринимали аниме как мультики. Потом начали запрещать, затем абстрагировались от этого, когда я стала старше. Запрещали, потому что считали аниме нежелательным для меня, так как попадались взрослые тайтлы. Сейчас мама влилась в аниме, а папе это все так же не интересно», — рассказывает Александра.
По словам Михаила, его родители к аниме относятся нормально: «Они ничего плохого в этом не видят. Я с папой что-то смотрю иногда».
Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
Мерч и подписка на аниме и книги
Официальный анимешный мерч стоит дорого. Например, фигурки аниме-персонажа высотой 10 см продаются по цене от 5 тыс. рублей. Стоимость оригинальных коллекционных фигурок может достигать и 100 тыс. рублей.
«Я заказываю фигурки среднего ценового сегмента, от 20 до 30 тыс. рублей. Покупка оригинальной фигурки из Японии — это целый ритуал. Ты ее ждешь по полгода, так как сейчас санкции, и фигурки привозят через третью страну. Каждый раз проверяешь на сайте статус своего заказа. Ожидание – это то, что нужно ощущать», — говорит Динара.
Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
С контентом проще — переведенные на русский язык аниме, манги и ранобэ можно найти в Сети.
«Аниме, комиксы и романы есть в интернете. Официальный провайдер ушел из России по понятным причинам. Можно купить подписку на переводы новых глав от отдельных команд. Это в основном неофициальные переводы с английского без ведома автора, но есть и те [команды], которые берут из первых рук, по договору», — рассказывает Андрей.
Как вообще появилось аниме
Японская мультипликация зародилась в начале XX века. Первые анимационные фильмы длились от одной до пяти минут. Обычно художники в одиночку занимались созданием лент, пытаясь повторить западные наработки в анимации. Они обращались к западным сюжетам, пытаясь сплести их с мифологией Японии и Китая.
После Второй мировой войны японские аниматоры перенимали опыт рисовки мультфильмов компании «Дисней», а также старались по западному образцу оптимизировать работу своих студий для достижения коммерческого успеха. В 60-е годы аниме выходит за пределы Японии и обретает большую популярность у зрителей в США.
Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
Золотой век аниме — 80-е годы. Именно в этот период субкультура выходит на мировой уровень. Появляются новые аниме-студии, жанры, типы героев, выпускается большое количество телесериалов и фильмов.
Во второй половине 90-х годов аниме-индустрия находилась в сложном положении, что объяснялось экономическим кризисом в Японии. Анимация стала проще, а производство упало. В нулевые возможности компьютерных технологий вывели аниме на новый уровень. Японская анимация снова вернулась в большую игру.
Покорение рынка
В 2022 году японская аниме-индустрия зафиксировала лучший результат за всю историю: участники рынка заработали ¥2,7 трлн (примерно $20,6 млрд). По сравнению с 2021 годом выручка выросла на 13,03%.
Структура доходов мирового рынка аниме:
- работа с зарубежными рынками: $9,87 млрд;
- мерчендайз: $4,98 млрд;
- патинко (игровые автоматы): $2,3 млрд;
- видео, ТВ и фильмы: $1,6 млрд;
- продажа авторских прав: $1,16 млрд;
- интернет: $1 млрд;
- музыка: $238 млн.
Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
Специализирующаяся на статистике японская компания Oricon опубликовала результаты продаж манги в Японии за 2022 год. В топ-10 (по числу проданных копий) вошли:
- «Магическая битва» — 12,3 млн;
- «Токийские мстители» — 11 млн;
- «Семья шпиона» — 10,6 млн;
- «Ван-Пис» — 10,4 млн;
- «Моя геройская академия» — 5,4 млн;
- «Царство» — 3,8 млн;
- «Синяя тюрьма: Блю Лок» — 3,5 млн;
- «Человек-бензопила» — 3,4 млн;
- «Не говори «тайна» — 3,1 млн;
- «Кайдзю номер восемь» — 3,1 млн.
Огромные бюджеты и кассовые сборы и просмотры у аниме-фильмов и сериалов. К примеру, полнометражный аниме-фильм One Piece Film: Red (2022) собрал в мировом прокате более 200 млн долларов США.
Аниме и «Оскар»:
Единственным аниме, получившим «Оскар», стал полнометражный анимационный фильм «Унесенные призраками» (2001) режиссера Хаяо Миядзаки.
Аниме-номинанты «Оскара»:
- «Ходячий замок» (2004), режиссер Хаяо Миядзаки;
- «Сказание о принцессе Кагуя» (2013), режиссер Исао Такахата;
- «Ветер крепчает» (2013), режиссер Хаяо Миядзаки;
- «Воспоминания о Марни» (2014), режиссер Хиромаса Ёнэбаяси;
- «Красная черепаха» (2016), режиссер Михаэль Дюдок де Вит;
- «Мирай из будущего» (2018), режиссер Мамору Хосода.
Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
Текст: Дарья Шабанова