Новая для рынка новостроек компания BAZA Development готовится к старту сразу трех проектов в Екатеринбурге. Все три площадки так или иначе связаны с девелоперской компанией «Гринвич-недвижимость» Игоря Заводовского и Константина Погребинского. В июле этого года, например, стало известно, что компании Марка Заводовского и Матвея Погребинского (сыновей основателей «Гринвича») займутся застройкой частного сектора в Цыганском поселке на юго-западе Екатеринбурга.
Это интервью получилось очень большим. Если у вас нет времени читать его целиком, воспользуйтесь оглавлением. Ссылки ведут на соответствующие фрагменты.
- Что за три девелоперских проекта и как они появились в портфеле BAZA Development.
- «Я считаю, что большинство решений уже придумано до нас, и сложно привнести в продукт что-то принципиально новое. Достаточно лишь на хорошем уровне соблюдать «гигиенический минимум», чтобы твой продукт был востребован».
- Под управлением УК BAZA в концу этого года будет 200 тыс. кв. метров жилья в трех жилых комплексах. Все три комплекса построил «Гринвич-недвижимость» — самостоятельно или в партнерстве с другими застройщиками.
- «Все мои бизнесы — это совместные проекты с моим партнером Лехой Бассом, с которым мы дружим со школы. Однажды нам пришла идея открыть автомойку в подземном паркинге ТРЦ «Гринвич». Сперва сухую, потом построили полноценную, с водой. На ее строительство я занял у отца 3,6 млн рублей, и мы вернули их ему за полтора года».
- «Отец, видя наши метания, спросил, не хотим ли мы (…) усилить продажи квартир в «Гринвич-недвижимость». (…) Но вписать Леху в структуру «Гринвича» было сложно, да я и сам не хотел работать в компании отца. И появилась BAZA, где Алексей Басс — это BA, а Марк Заводовский — ZA».
- «BAZA работает по методологии постановки и мониторинга целей OKR — это альтернатива системе KPI. У нас нет иерархии сотрудников и четкой подчиненности, нет дресс-кода и свободный график работы».
- «Мы официально называем наших клиентов «счастливчики». Понимаешь, «клиент» может оказаться каким-нибудь душным, до такой степени, что хочется послать его на х**. А со счастливчиком так нельзя, потому что тогда он уже не будет счастливчиком».
- «Отец очень любит свою работу и пока, слава богу, на пенсию не собирается. Там его компания, и он делает с ней, что хочет. Это моя компания, и я тоже делаю с ней, что хочу. Каждый развивает свои проекты, и эта свобода мне важнее».
Девелоперские проекты
— Марк, что за три проекта и как они появились в портфеле BAZA Development?
— На самом деле, участок в Цыганском поселке появился не первым. Сначала «Гринвич» захотел привлечь партнеров на строительство двух последних домов в ЖК «Каменные палатки». Одним партнером стал «Проспект Групп», другим — мы, на одних и тех же условиях. К тому моменты мы как раз набрали команду и готовы были браться за работу.
Проект, упомянутый в начале, будет называться «Милый дом», мы вот-вот получим разрешение на строительство. В Цыганском поселке «Гринвич» поделил свою землю на семь кварталов, чтобы найти партнера для строительства каждого из них. Один квартал будем строить мы, другой — компания Матвея Погребинского, сына партнера отца. Еще трех партнеров BAZA Development привлекла, сработав как агент. Два свободных участка, уверен, скоро тоже найдут своих застройщиков.
Фото: предоставлено 66.RU пресс-службой BAZA |
---|
— Сам «Гринвич» там строить не будет?
— Нет, «Гринвич» остается соинвестором и получает долю в каждом квартале квартирами. Участок для нашего третьего проекта — «Дом на Куйбышева» («ДНК») — мы просто нашли на карте, узнали, кто собственник и предложили продать, но не для себя, а опять же для «Гринвича». У нас пока таких денег нет. Собственники согласились после девяти месяцев раздумий, и в качестве агентского вознаграждения «Гринвич» отдал нам часть этой земли под застройку.
Фото: предоставлено 66.RU пресс-службой BAZA |
---|
Рендер «ДНК: Дом на Куйбышева» |
— Чем будет ваш продукт отличаться от того, что строят в Екатеринбурге?
— Стараемся учесть современные тренды. Например, предусматриваем в планировочных решениях квартир кабинеты для работы. Намерены давать возможность выбора отделки. Вообще, я считаю, что большинство решений уже придумано до нас, и сложно привнести в продукт что-то принципиально новое. Достаточно лишь на хорошем уровне соблюдать «гигиенический минимум», чтобы твой продукт был востребован.
— В чем этот минимум для тебя?
— Закрытый безопасный двор. Симпатичные фасады и МОПы. Колясочные, кладовые, подземный паркинг. Хорошие планировки и надежные лифты. Внутренняя инфраструктура — когда застройщик влияет на инфраструктурное наполнение дома. Например, в доме «Милый дом» у нас будет большое лобби на 500 квадратных метров, 200 из которых займет кофейня DUO.
Во всех проектах будем открывать комьюнити-центр. В «Милом доме» он будет располагаться на крыше и иметь собственную веранду. Внутри будет несколько зон — кухонная зона, зона для лектория, пространство для занятия йогой или просто чтобы позагорать. Автомойка в подземном паркинге, прачечная и другие нужные жителям услуги — в каждом проекте мы стараемся продумывать все так, чтобы в доме было удобно жить.
Фото: предоставлено 66.RU пресс-службой BAZA |
---|
Лобби в доме «Милый дом» |
— Это уже, скорее, гостиничный сервис.
— Я считаю, что сервис для жителей и внимательная УК — это основное, чем могут и должны отличаться наши дома. Последние три года BAZA активно прокачивалась в этом направлении.
Управление домами
— Три года — столько существует управляющая компания BAZA. Расскажи, на каких жилых комплексах она работает?
— Под управлением УК BAZA находится ЖК «Каменные Палатки» (проект «Гринвич-недвижимость» — прим. ред.), River Park (совместный проект «Гринвич-недвижимость» и «Атомстройкомплекс» — прим. ред.), этим летом добавился ЖК «Сезоны» (совместный проект «Гринвич-недвижимость» и «Астон» — прим. ред.). Скоро сдаются очередные очереди «Каменных палаток» и River Park, а также ЖК «Теплые кварталы» (проект «Гринвич-недвижимость» — прим. ред.), таким образом к концу 2023 года у нас в управлении будет 200 тыс. кв. метров жилья.
— Зачем вам это?
— Когда мы приняли решение двигаться в сторону девелопмента, мы сформулировали для себя, что качество жизни в доме, который ты построил, — это самое ценное в твоем проекте. Застройщики — не все, конечно, — давно научились красиво рисовать, круто продавать и качественно строить, создавать уютные пространства, но вот управление домами — это сложная история для всех. Но мы хотим, чтобы дома, которые построим мы, управлялись так, как задумали мы. За три года этих «тренировок» мы стали четко понимать, по каким стандартам должна работать УК.
— И что это за стандарты?
— Во-первых, УК BAZA — это одно из подразделений компании-застройщика. Это существенно расширяет функционал и возможности. На многие вещи мы можем повлиять еще на этапе проекта, вплоть до благоустройства и организации дорожного движения. Гарантийный отдел застройщика также находится на нашей стороне, поскольку мы одна группа компаний. Большинство вопросов удается решить на самых ранних этапах, потому что все в компании понимают, что сервис является основной нашей услугой, и, если мы не обеспечим первоклассный сервис для жителей наших домов, они не порекомендуют нас как застройщика.
Фото: предоставлено 66.RU пресс-службой BAZA |
---|
УК BAZA, коммуникация с жителями |
Например, мы поняли, что очень важна скорость коммуникации, и стараемся находить и внедрять инновационные решения, которые нам ее обеспечивают. Мы используем приложение DOMA, которое позволяет решить максимальное количество вопросов дистанционно. Каждый месяц мы показываем жителям результаты работы и делимся дальнейшими планами, отвечаем на все вопросы и принимаем обратную связь. Это происходит в формате прямого эфира, а если позволяет погода, то во дворе или в парке у дома. Также мы ежемесячно измеряем индекс лояльности с помощью телеграм-бота с мини-опросами. За три года работы УК этот инструмент прекрасно себя зарекомендовал. Эти опросы занимают минимум времени у жильцов, а нам дает максимум информации, позволяющей увидеть точки роста.
И наконец мы проводим для жителей много мероприятий и создаем комьюнити по интересам. Люди готовы и хотят знакомиться и общаться, управляющая компания должна лишь сделать первый шаг в этом направлении, дальше процесс будет развиваться самостоятельно.
От автомойки до агентства недвижимости
— Какие бизнесы были у тебя до BAZA?
— Все мои бизнесы — это совместные проекты с моим партнером Лехой Бассом, с которым мы дружим со школы. Однажды нам пришла идея открыть автомойку в подземном паркинге ТРЦ «Гринвич». Сперва сухую, потом построили полноценную, с водой. На ее строительство я занял у отца 3,6 млн рублей, и мы вернули их ему за полтора года. Сейчас у нас четыре автомойки на подземных паркингах торговых центров «Гринвич» и «Пассаж», собираемся строить пятую.
— Сколько такое строительство стоит сейчас?
— 12 млн рублей.
Фото: 66.RU |
---|
— В какой момент и для чего появилась компания BAZA?
— Три года мы занимались только мойками. Потом решили развиваться в какой-то новой сфере. Продажа недвижимости была лишь одним из направлений, которые мы обсуждали. Отец, видя наши метания, спросил, не хотим ли мы своей молодостью и креативностью усилить продажи квартир в «Гринвич-недвижимость». Мы подумали, и согласились. Но вписать Леху в структуру «Гринвича» было сложно, да я и сам не хотел работать в компании отца. И появилась BAZA, где Алексей Басс — это BA, а Марк Заводовский — ZA. Нам показалось, что это удачное название.
— Как это выглядело для коммерческого отдела «Гринвича»? Компания забрала у него половину объектов и передала вам? Или компания выставила на продажу вдвое больше объектов, чтобы хватило всем?
— Скорее, первый вариант, но мы начали с 20%. Очень быстро достигли нужных показателей, и получили 30%. Потом 40%. На 50% было решено остановиться, и сейчас через нас продается столько же лотов, сколько через коммерческий отдел «Гринвич-недвижимость».
— Немного странно, когда владелец компании забирает у своих сотрудников объем работы, чтобы отдать своему сыну…
— Поначалу это воспринялось очень негативно, острая фаза конфликта длилась года четыре. Но финальный бенефициар этого процесса — собственники «Гринвича», и для них эта конкуренция имела положительный эффект. Мы ведь тщательно подготовились, изучили рынок, понаблюдали, как продают наши местные застройщики. Тогда, шесть лет назад, у нас на мойках уровень сервиса был выше, чем в отделах продаж большинства девелоперов в Екатеринбурге. Я и сейчас считаю нашу команду одной из лучших в городе. А уровень маркетинга, инструментов продаж и креатива в «Гринвич-недвижимости» сейчас и тогда — это просто небо и земля. Конкуренция творит чудеса. Как следствие — совместный объем наших с ними продаж за это время вырос кратно. Если в 2017 году «Гринвич» продавал, условно, шесть квартир в неделю, то сейчас на двоих мы продаем под 90 квартир. А это, в свою очередь, позволило собственникам «Гринвича» — отцу с партнером — понять, что бизнес развивается. Они стали покупать больше земли, начали реализовывать больше проектов, и мы с коллегами получили гораздо больший ассортимент для продаж. Так что выиграли все.
Как устроена BAZA и кто такие «счастливчики»
— Расскажи, как распределяются ваши роли в бизнесе с твоим партнером Алексеем Бассом?
— Очень органично. У нас с Лехой одинаковые ценности, при этом мы очень разные по характерам. Он более дотошный, жесткий и внимательный к мелочам. Мне сложнее проявлять жесткость, но у меня лучше получается найти общий язык с людьми. Поэтому разделение наших ролей сложилось очень давно: Леша больше работает с командой и принимает ключевые решения по внутренним проектам, а я взаимодействую с внешними контрагентами — с партнерами, с банками, с подрядчиками. При этом мы спокойно друг друга подменяем.
Фото: предоставлено 66.RU пресс-службой BAZA |
---|
Марк Заводовский и Алексей Басс |
— Как организована работа внутри компании? Почему про нее говорят, что здесь не каждый приживется?
— BAZA работает по методологии постановки и мониторинга целей OKR — это альтернатива системе KPI, по ней организована работа в Google, Intel, BMW, Авито, «Точке» и во многих других крутых компаниях. Еще мы с Лехой решили, что компания должна быть самоуправляемой: у нас нет иерархии сотрудников и четкой подчиненности, любой сотрудник может поставить задачу в Битриксе на любого из коллег согласно его зоне ответственности, в рамках которой он сам принимает все решения — не лидер направления и не собственники компании, а сам сотрудник. Цели каждая команда тоже ставит себе самостоятельно. Мы как учредители лишь задаем вектор развития компании.
Работа по системе OKR очень сильно отличается от привычной организации постановки задач в традиционных компаниях. Главное отличие, пожалуй, в уровне ответственности — у нас никто не будет стоять над тобой, все контролировать и принимать за тебя решения, важен только результат. Конечно, на первых порах с любым из коллег можно посоветоваться, но злоупотреблять этим не получится. Если тебе ближе традиционная организация рабочего процесса с привычной системой сдачи отчетов руководителю и четким графиком работы, то, скорее всего, BAZA тебе не подойдет.
Фото: Ольга Юшкова для 66.RU |
---|
Офис BAZA |
— А какой у вас график работы?
— У нас свободный график работы, фиксированное время только у регулярных созвонов в Zoom — мы полностью перешли на них во время пандемии. Если твой рабочий процесс налажен, никому не важно, где ты находишься. Конечно, есть позиции, которых это не касается, но у большинства сотрудников даже нет закрепленных за ними рабочих мест — ты можешь занять любое свободное со своим ноутбуком, они все одинаково удобны. Нет дресс-кода, у нас не принято слово «клиент», и все в компании могут общаться на «ты».
— Как называете клиентов, если это слово запрещено?
— Однажды мы поймали себя на мысли, что это слово не цепляет. В нем есть что-то бездушное, как будто все, что мы хотим, — это взять у человека деньги. Мы попытались сформулировать, чего же мы хотим на самом деле. Получилось — чтобы наша работа сделала человека чуть счастливее. И теперь всех, кто покупает у нас квартиру, мы называем счастливчиками. Это прижилось, и мне нравится, что это слово показывает команде, ради чего — и как! — мы работаем. Понимаешь, «клиент» может оказаться каким-нибудь душным, до такой степени, что хочется послать его на х**. А со счастливчиком так нельзя, потому что тогда он уже не будет счастливчиком. С ним нельзя обойтись плохо и не оказать ему хороший сервис.
«Хочется созидать, а не просто продавать»
— Трансформация агентства недвижимости в девелопера — это естественный эволюционный процесс?
— Понимаешь, агентство недвижимости — прибыльный бизнес, но в нем нет элемента созидания. Там, конечно, всегда есть, что улучшать, но глобально ты ничего не создаешь, а хотелось бы делать что-то большее, чем просто продавать.
— Как отец относиться к тому, что ты теперь тоже застройщик? Он ведь, возможно, намерен передать тебе свою компанию, как делают многие.
— Отец очень любит свою работу и пока, слава богу, ничего не намерен передавать. Это его любимое дело, на пенсию он не собирается.
— Ну он же все равно думает об этом.
— Безусловно, мы не раз обсуждали это. И пришли к выводу, что сейчас все должно идти так, как идет. Там его компания, и он делает с ней, что хочет. Это моя компания, и я тоже делаю с ней, что хочу. Каждый развивает свои проекты, и эта свобода мне важнее. А он относится к этому с уважением и всегда поддерживает в случае необходимости. Наверное, я тоже уважал бы своего сына за такое решение, потому что пойти по протоптанной дорожке всегда проще.
Фото: Ольга Юшкова для 66.RU |
---|
— Марк, давай попробуем резюмировать. Сперва ты открыл автомойки в торговых центрах, построенных твоим отцом. Потом стал продавать квартиры в жилых домах, построенных отцом, а затем начал управлять этими домами. Сейчас ты намерен сам начать строить дома на участках, которые достались тебе от отца. Очевидно, что делать все это в рамках компании «Гринвич» было бы в разы проще. Какой смысл делать вид, будто ты не сын Заводовского?
— Я не собираюсь скрывать, что я сын своего отца. У каждого из нас свои стартовые возможности. У меня они вот такие, что ж мне теперь — не пользоваться этим? Ценность в другом — я пользуюсь ими так, как сам посчитаю нужным, а не так, как скажет отец. Работай я в компании отца, я, возможно, не научился бы делать выбор, принимать ключевые решения и брать на себя ответственность. У меня перед глазами много примеров, когда дети входят в бизнес родителей, начинавших в 1990-е и 2000-е. Жизнь научила этих бизнесменов самостоятельно принимать решения, а значит, нам, их детям, будет сложно реализовать себя под их опекой. Заработать много денег — легко, а научиться зарабатывать — почти невозможно.
Реклама. ИП Басс Алексей Александрович, erid: 4CQwVszH9pUkpyCUPcC |