Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Предметы адаптируются к реальности». Как с 1 сентября изменятся учебные программы школ

22 августа 2023, 18:00
интервью
«Предметы адаптируются к реальности». Как с 1 сентября изменятся учебные программы школ
Фото: архив 66.RU
С 1 сентября школьников и учителей ждет немало нового. По некоторым учебным предметам будут введены новые федеральные образовательные программы, так называемый единый «золотой» стандарт. Для 10-х и 11-х классов разработаны новые учебники по истории. Обо всех нововведениях корреспондент 66.RU поговорил с главой департамента образования администрации Екатеринбурга Константином Шевченко.

— Чем после введения федеральной общей образовательной программы и единого «золотого» стандарта обучение в обычных общеобразовательных школах будет отличаться от обучения в гимназиях и лицеях?

— Начать нужно с того, что уже с 2013 года все школы, гимназии и лицеи — это общеобразовательные организации. Единственное, что отличает школы друг от друга, это углубленное изучение отдельных предметов. Школа может сама выбрать учебные предметы для углубленного изучения, основываясь на запросах родителей и обучающихся. Процесс регламентируется локальными актами, но при этом должны быть созданы условия для реализации программы. Например, для углубленного изучения английского языка должны быть созданы условия — кадровые, материальные и другие.

Что касается, как вы говорите, «золотого» стандарта, тут прежде всего стоит сказать о том, что второй год на всей территории Российской Федерации реализуется обновленный — не новый, а обновленный — федеральный государственный образовательный стандарт. Что такое федеральный государственный образовательный стандарт — это требование, которое выдвигает государство ко всем уровням образования. Условно говоря, ученик, закончивший 1-й класс, должен знать: первое, второе, третье…

И надо сказать, что мы уже второй год переходим на обновленные стандарты, в первый год переход осуществили по образовательным программам первоклассников и пятиклассников, с 2023 года на обновленные стандарты перейдут все остальные параллели, за исключением 11-х классов – они заканчивают обучение.

«Предметы адаптируются к реальности». Как с 1 сентября изменятся учебные программы школ
Фото: Игорь Черепанов, 66.RU

«Золотой стандарт» — это базовый уровень знаний, которые должны будут получать все школьники: меньше этой обязательной базы давать будет нельзя, но больше — можно. Также сохранятся программы и учебники для углубленного изучения предметов. Федеральный перечень учебников в течение 5 лет сильно сократится. По сути, по каждому предмету в линейке останется один базовый учебник и один — для углубленного изучения. Но никто не исключит из перечня учебники для детей с особенностями развития здоровья.

Теперь суть обновленного стандарта. Не изменится перечень предметов, которые изучаются в школе, а изменится их содержание. Оно станет более практико-ориентированным, жизненным. В результате перехода на обновленный стандарт появятся новые учебные курсы, например, в такой области, как математика, появится курс теории вероятности и статистики, комбинаторика. Ранее студенты изучали эти дисциплины в вузах, теперь мы будем изучать это в школе.

Появится курс теории вероятности и статистики, комбинаторика. Ранее студенты изучали эти дисциплины в вузах, теперь мы будем изучать это в школе.

Такой практико-ориентированный подход учит школьников уже сегодня оценивать вероятность, структурировать информацию. Данные умения и навыки нужны современному человеку. И важно, что наши дети будут ими овладевать уже в школьном возрасте. На уроках физики, например, школьники будут получать знания по нанотехнологиям, по квантовым технологиям, по сотовой связи, современным космическим исследованиям…

В биологии больше внимания будет уделено биотехнологиям, генетике. Школьники будут проводить мониторинги окружающей среды. То есть еще раз больше практики.

— А вот эти курсы, о которых вы говорите, это будут прямо отдельные образовательные предметы или на уроке математики, допустим, дети будут заниматься комбинаторикой?

— Да, абсолютно точно. Например, обязательным стало обучение финансовой грамотности, и в рамках курса школьники будут выполнять прикладные задания, например, считать процент от инвестирования каких-то средств, то есть это абсолютно жизненные ситуации.

Гуманитарных предметов это тоже коснулось, например, начнется обучение по обновленным учебникам для 10-х и 11-х классов, и речь тут идет об учебном предмете истории России и всеобщей истории.

Стоит отметить, что обновленные образовательные программы каждая школа должна до 1 сентября 2023 года разместить на сайте, чтобы родители могли ознакомиться с программой того или иного предмета.

Обновленные образовательные программы должны появиться на сайтах школ до 1 сентября 2023 года.

— Те дети, которые уже сейчас учатся по какой-то программе, они перейдут на новую единую программу, не будут доучиваться по той, по которой начали?

— Да, как я уже сказал, программы с 1 сентября будут обновлены.

— Это никак не повредит детям, которые начали учиться по одной программе, теперь резко перейдут на другую?

— Нет. Образовательные программы обновляются, я сказал уже, в какой части. И наши дети тут никаким образом не пострадают.

«Предметы адаптируются к реальности». Как с 1 сентября изменятся учебные программы школ
Фото: Игорь Черепанов, 66.RU

— В начале разговора вы сказали, что с 2013 года разницы между школой и гимназией нет, и сейчас ничего не изменится?

— Это я сказал с точки зрения закона об образовании и нормативных документов. Конечно, мы понимаем, что все школы отличаются. Есть школы с углубленным изучением английского языка, есть школы с углубленным изучением математики, физики и так далее. То есть, конечно, они между собой отличаются, абсолютно точно.

— И будут отличаться дальше?

— И будут отличаться дальше, конечно, в части углубленного изучения того или иного предмета.
Плюс к этому в школах на разных уровнях обучения — на начальном, основном и среднем — могут вводиться учебные предметы, изучаемые на углубленном уровне.

Кроме того, на уровне среднего общего образования обучающиеся с 10-го класса выбирают профиль обучения. Профилей у нас пять: естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический и универсальный.

— А может быть так, что профиля нет? Или такого быть не может?

— Нет, такого быть не может. Может быть школа, в которой, например, гуманитарный профиль и универсальный. Школы открывают разные профили обучения, основываясь на запросах и потребностях будущих 10-классников и их родителей, создавая для этого необходимые условия.

«Предметы адаптируются к реальности». Как с 1 сентября изменятся учебные программы школ
Фото: Игорь Черепанов, 66.RU

— Вы еще отметили, что какая-то школа могла изучать какой-либо предмет углубленно, например, иностранный язык. После всех изменений останутся такие возможности у школы или нет?

— После всех изменений такие возможности остаются.

— С «золотым» стандартом школа может изучать иностранный язык углубленно?

— Любая школа может выбрать углубленное изучение того или иного предмета. Например, для углубленного изучения физики или математики школа должна выполнить требования государственного образовательного стандарта. Есть условия. Если физика изучается углубленно, то нужны соответствующие лаборатории, педагоги должны пройти курсы повышения квалификации.

Кстати говоря, я об этом не сказал, все педагоги Екатеринбурга уже прошли повышение квалификации по обновленным стандартам в течение прошлого года.

Все педагоги Екатеринбурга уже прошли повышение квалификации по обновленным образовательным стандартам.

— Углубленное изучение, оно никак не повредит реализации новых программ? Вот русский язык ребенок учит по единой программе, как все, физика в школе изучается углубленно, не может быть такого, что одно другому будет мешать? Что русский язык перетянет сейчас на себя внимание?

— Нет, не перетянет, тут речь идет о том, что государство разработало обязательную программу по русскому языку, но это не значит, что она более углубленная, чем программа по физике, то есть ребенок уже определился с тем, что он в школе углубленно изучает физику. При этом вот эта программа, которая обязательная, государством разработанная, никак не повлияет.

— И нагрузка на детей не вырастет?

— Нет, конечно, нет.

— А школы готовы к изменениям? Учебники новые уже напечатаны?

— Смотрите, все, что касается учебников по тому или иному предмету, это тоже к вопросу стандарта. Есть федеральный перечень учебников, школа может выбирать. В перечне есть несколько учебников разных авторов или разных авторских коллективов, например, по математике, по физике, по биологии. Условно говоря, по математике пять учебников, по физике пять учебников, по биологии пять учебников. Школа может выбирать, но только из этого перечня.

— А как же информация об обучении всех по единым учебникам?

— По единым учебникам, вы, наверное, имели в виду учебник по истории?

— Есть заявление министра просвещения Сергея Кравцова о том, что теперь его ведомство будет утверждать авторов, будут напечатаны новые учебники и появится единая линейка для всей страны.

— Да, единая линейка учебников начинается с учебника истории.

— А что будет потом?

— Мне сложно дать оценку, что будет потом, но я думаю, что все-таки определенный перечень останется. Определенная творческая свобода школы останется в выборе. Но это моя гипотеза.

«Предметы адаптируются к реальности». Как с 1 сентября изменятся учебные программы школ
Фото: Игорь Черепанов, 66.RU

— В частности, необходимость введения «золотого» стандарта аргументировали тем, что когда дети меняют школу, то они начинают учиться по другой программе и им тяжело. Теперь якобы программа будет одинаковой и им будет легче.

— Этот вопрос актуален для семей, которые часто меняют место жительства, условно говоря, военные. И, конечно, введение обязательных программ эту проблему решает.

— С введением новых программ учителя будут как-то ограничены в плане образовательного процесса или, наоборот, получат больше возможностей? Вариативность обучения сохранится?

— Тут сложный такой вопрос в плане того, что все программы были разработаны и будут изменены к 1 сентября в соответствии с требованиями законодательства. Содержание и планируемые результаты должны быть не ниже содержания и планируемых результатов, определенных в федеральных образовательных программах.

То есть для каждого уровня обучения будет предусмотрен перечень предметов, по которым предполагается непосредственное применение федеральных рабочих программ, то есть школы теперь не разрабатывают свои программы, а используют федеральные рабочие программы по этим предметам.

— А раньше разрабатывали?

— Раньше разрабатывали. Но не по всем предметам. Для начальной школы при реализации образовательного стандарта используются, например, федеральные рабочие программы по таким учебным предметам: русский язык, литературное чтение, окружающий мир. То есть это обязательная программа, разработанная Министерством просвещения, ну или каким-то утвержденным авторским коллективом. Для классов с 5-го по 9-й и с 10-го по 11-й по таким предметам, как русский язык, литература, история, обществознание, география и основы безопасности жизнедеятельности.

Федеральные рабочие программы по учебным предметам, по которым проводится государственная итоговая аттестация, размещены на портале «Единое содержание общего образования» в разделе «Рабочие программы».

Какая-то вариативная часть останется все-таки в выборе школы в углубленном изучении отдельных предметов, профилей, которые школы будут реализовывать. Самое главное, что обновленный стандарт — более жизненный. Мы, по крайней мере, его оцениваем как более применимый в жизни. То есть если раньше, если взять математику, физику или биологию — ну изучали их и изучали, то теперь внимание будет уделено современным процессам и применимости знаний. Школьные предметы адаптируются к реальности.

Внимание будет уделено современным процессам и применимости знаний. Школьные предметы адаптируются к реальности.

— Насколько все-таки кардинальными будут изменения в школах? Для учителей, для детей, для родителей?

— Ну давайте так, насколько наша жизнь за последние пять лет изменилась?

— Довольно сильно.

— Довольно сильно, и, естественно, образование — это та часть государственного регулирования, государственной политики, которая должна измениться.

Самая главная мысль, заложенная в обновленном стандарте, — практико-ориентированное изучение предметов. Мне кажется, этого сегодня не хватает и это школу заставит развиваться. Те же стандарты по физике или математике потребуют привлечения преподавателей из высших учебных заведений.

— Они в школы пойдут работать?

— Ну, я не могу сказать, что они пойдут, но будет необходима определенная коммуникация. Она будет полезна обеим сторонам — и школе, и вузу. Есть и возможности партнерства с промышленными предприятиями, сегодня много таких примеров есть уже. Обновленный стандарт к этому тоже нас подталкивает.

Текст: Вадим Швецов