Учебник «История России» для 11-классников начинается с периода окончания Великой Отечественной войны и завершается информацией о спецоперации на Украине. Авторы пособия ушли от сухого научного стиля, традиционного для школьных пособий.
Наибольший интерес представляет часть «Россия сегодня. Специальная военная операция». В ней 17 разделов: «Отношения с Западом в начале XXI века», «Давление на Россию со стороны США», «Противодействие стратегии Запада в отношении России», «Фальсификация истории», «Возрождение нацизма», «Украинский неонацизм», «Переворот 2014 года на Украине», «Возвращение Крыма», «Судьба Донбасса», «Минские соглашения. Что это было?», «Обострение ситуации», «Специальная военная операция», «Противостояние с Западом», «Украина — ультранационалистическое государство», «Новые регионы», «СВО и российское общество», «Россия — страна героев».
После каждого есть вопросы и задания для учащихся.
«Отношения с Западом в начале XXI века»
Фото: нейросеть "playground", Анна Коваленко 66.RU |
---|
В разделе всего четыре абзаца. Он начинается с тезиса «Россия исходила из того, что холодная война осталась позади», а власти «верили, что будущее — за развитием добрососедских отношений с США и Западом».
Детей уверяют, что отношения Америки и России в этот период налаживались, благодаря политике Владимира Путина. Пример: после теракта 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке (когда в небоскребы Всемирного торгового центра и в здание Пентагона врезались три самолета, управляемые террористами «Аль-Каиды»*) президент России первым из глав государств выступил с соболезнованиями и предложил США «полномасштабное сотрудничество в борьбе с международным терроризмом».
Что касается сотрудничества с европейскими странами, то учебник упоминает поставки нефти и газа в Европу, ввод в эксплуатацию «Голубого потока» (газопровод из России в Турцию), строительство «Северного потока-1», «Северного потока-2» и «Турецкого потока».
«Это позволяло сделать наше сотрудничество еще более взаимовыгодным за счет использования новых технологий, современного оборудования, экологичной эксплуатации новых месторождений и большой экономии на транзите», — говорится в тексте.
После прочтения школьнику нужно дать характеристику отношениям между Россией и странами Запада в начале XXI века.
«Давление на Россию со стороны США»
Фото: нейросеть "playground", Анна Коваленко 66.RU |
---|
Отношения нашей страны и Америки начали ухудшаться, потому что «энергетическая независимость Европы не устраивала США». Дальше идут примеры: «во имя прибылей своих корпораций США постоянно прибегали к военно-террористическим методам в Ираке, Сирии и Ливии, да и во многих других точках планеты».
Нитки газопроводов «Северный поток» в Балтийском море в 2022 году взорвали «ради того, чтобы не допустить российский газ в Европу».
«Результат очевиден — европейцы вынуждены покупать значительно более дорогой сжиженный газ у американских компаний», — говорится во втором абзаце текста раздела.
Тем временем, утверждают авторы учебника, Россия «усиливалась», а «наше стремление к равному партнерству встречало нарастающее противодействие США», что «проявилось в последовательном расширении НАТО».
«Западные лидеры неоднократно уверяли наше руководство, что НАТО «никогда не пойдет дальше на Восток». Но все эти «джентльменские» обещания так и остались пустыми словами», — пишут Мединский и Торкунов.
В конце раздела прямо сказано, что «на деле» Америка реализует сценарий расчленения России, который «уже отработан натовцами на примере Югославии» — «многовековая мечта южных славян об общем доме растоптана».
Никаких вопросов в конце раздела не предусмотрено.
«Противодействие стратегии Запада в отношении России»
Фото: нейросеть "playground", Анна Коваленко 66.RU |
---|
Дестабилизация положения внутри России стала идеей фикс для Запада, учат детей: «Ради этого в бывших республиках СССР спонсировалась откровенная русофобия. Дальше по плану — втягивание России в череду конфликтов и «цветных революций», разбалансировка ее экономики и смена власти на подконтрольную».
Конечная цель при этом — «расчленение России и контроль над ее ресурсами». Первой антироссийской «торпедой» Запада, по мнению авторов, стала Грузия (речь о конфликте 2008 года, — прим. ред.).
«Лишь исключительное миролюбие России позволило Грузии выйти из войны, сохранив национальный суверенитет. А грузинское общество в полной мере осознало, как США «втемную» использовали Грузию в своих интересах», — говорится на страницах учебника.
В конце вопрос: «Какую политику проводили страны Запада во главе с США в ответ на стремление России к равному партнерству в сфере безопасности?».
«Фальсификация истории»
Фото: нейросеть "playground", Анна Коваленко 66.RU |
---|
«США и Евросоюз потратили огромные суммы на подготовку специальных образовательных программ по истории, так называемых «учебников». Ни сил, ни средств не жалели, дабы «перезагрузить нам мозги» (это их профессиональный термин), убедить нас в «извечной агрессивности и колонизаторской сущности» России», — начинается новый раздел.
Историю, написано, извратили в принятой в 2019 году резолюции Европарламента, где «было сказано о «виновности» СССР в развязывании Второй мировой войны»: «Война якобы стала «непосредственным следствием печально известного нацистско-советского Договора о ненападении от 23 августа 1939 года, в соответствии с которым два тоталитарных режима, задавшиеся целью завоевать мир, делили Европу на две зоны влияния».
С 2010-х годов в странах Восточной Европы началась кампания по сносу мемориалов советским воинам-освободителям. Только в Польше из 561 памятника к середине 2023 года осталось несколько десятков. Практически ежедневно поступают сообщения о сносе очередного монумента — приводится пример.
«Так Запад «воюет» с теми, кто уже не может за себя постоять, — с мертвыми. С мертвыми союзниками. С теми, кто погиб за освобождение этих стран, за спасение тех же поляков, обреченных нацистами на уничтожение и вымирание. Просто напомним: за свободу Польши отдали свои жизни 600 тыс. наших воинов. Это сегодня все взрослое мужское население Смоленской и Псковской областей», — написано на 394-й странице.
В итоге дети должны привести примеры фальсификации истории со стороны стран Запада. «Какой исторический период подвергается сегодня фальсификации в наибольшей мере? Почему?» — звучит вопрос.
«Возрождение нацизма»
Фото: нейросеть "playground", Анна Коваленко 66.RU |
---|
Возрождение нацизма в странах Прибалтики и на Украине, учит Мединский, началось после распада СССР: «Власти фактически возродили практику сегрегации. Население разделили по языковому и национальному признакам. Русскоязычные получили статус «неграждан», отдельные неполноценные паспорта и значительные ограничения прав. Даже Европарламент в 2015 году был вынужден признать «неграждан» в Прибалтике «жертвами незаконной дискриминации», но их положения это не изменило. В странах Прибалтики и на Украине преподавание на русском языке запрещалось, русские школы закрывались».
По улицам этих стран, рассказывают школьникам, стали регулярно маршировать «ветераны созданных Гитлером национальных частей СС и их наследники». «Из учебников истории изымалось всякое упоминание о героизме советских солдат, об исторических связях с Россией. Взамен появились главы о «новых героях»: бандеровцах, «лесных братьях», эсэсовских легионерах, карателях и полицаях», — заканчивается глава.
«Антироссийская паранойя не знает границ», — продолжают авторы пособия. В пример они приводят заявление властей стран Прибалтики о том, что «мультсериал «Маша и Медведь» — это «гибридная форма идеологической диверсии» России».
В конце раздела детей просят вспомнить, как действовали бандеровцы и «лесные братья» в борьбе против СССР и местных жителей, поддерживавших советскую власть.
«Украинский неонацизм»
Фото: нейросеть "playground", Анна Коваленко 66.RU |
---|
Этой теме посвящено две с половиной страницы учебника. В самом начале сказано, что с начала 1990-х годов несколько поколений на Украине «воспитывали в неприязни к России на неонацистских идеях». Дальше расшифровывают, что такое украинский неонацизм:
«Это отнюдь не прямое повторение германского национал-социализма 1920–1940-х годов. Это в значительной степени новое явление. Это озлобленное национальное, языковое, культурное насилие агрессивного меньшинства над большинством».
Среди примеров: «До 2014 года 80% населения Украины составляли люди, для которых русский язык, русская культура считались родными, и они об этом не боялись заявлять». Все последние президенты Украины, продолжают составители учебника, «изначально русскоязычные и даже не владели украинским до вступления в должность».
После военного переворота в Киеве в 2014 году (так авторы учебника называют «Евромайдан» — смену власти на Украине и уход с должности президента пророссийски настроенного Виктора Януковича, — прим. ред.) поэтапно под запретом оказались русские книги, музыка, кино и даже мультфильмы.
«Русская культура официально объявлена культурой вражеской, культурой «колонизаторов» и «оккупантов». Грустно об этом говорить, но насилию подвергся и сам украинский язык: люди, закончившие украинские школы в советское время, в недоумении: они нередко с трудом понимают современную «мову». А дело в том, что в современном украинском образовании правят бал выходцы с Западной Украины, агрессивно навязывающие свой диалект, свою картину мира, свою версию «истории». Миллионы простых людей оказались под давлением, их заставляли отказаться от своего языка и культуры, от своих друзей и родственников в России».
На роль главного тарана против России США и НАТО стали готовить Украину — «по лекалам австрийского Генштаба XIX века из Украины усиленно лепили «антиРоссию», враждебную России и при этом полностью подконтрольную Западу». Именно они, рассказывают старшеклассникам, нагнетали ситуацию вокруг Черноморского флота:
«Статус его базы в Севастополе регулировался отдельным межгосударственным договором между РФ и Украиной. Далеко не бесплатно, Россия платила 93 млн долларов США в год, при этом в Севастопольской бухте базировались и украинские корабли. И тем не менее наш флот пообещали сразу по окончании договора изгнать с его 250-летнего места базирования. Севастополь должен был стать военно-морской базой НАТО».
Еще в XIX веке, говорят детям, на деньги австрийской разведки родилась националистическая «украинофильская» идея.
«Впоследствии к этим «идеям» неоднократно возвращались противники России — немцы в ходе и по окончании Первой мировой войны. Идею «украинства» эксплуатировали и гитлеровцы во время Второй мировой. И всякий раз целью была не сильная Украина, а слабая Россия. В 2003 году президент Украины Леонид Кучма (кстати, бывший советский партийный начальник) даже издал целую книгу-программу с характерным названием «Украина — не Россия». Но это было только начало», — подытоживают составители пособия.
В разделе «любопытные детали» сказано, что в XIX веке в австрийской Галиции по предложению и при финансировании разведки австрийского Генштаба «впервые были опробованы технологии по созданию «украинофильского движения» и как идеи некой «антимосковской Руси». Главная цель, говорится в тексте, была проста: удержать в Австрии славян, исторически и культурно тяготевших к России: «Доказать славянам, проживавшим в Австрийской империи (на территории современной Западной Украины), что они — не русские, а отдельный народ».
Контрольный вопрос: «Почему именно Украина стала элементом борьбы стран Запада с Россией?».
«Переворот 2014 года на Украине»
Фото: нейросеть "playground", Анна Коваленко 66.RU |
---|
Про «Евромайдан» рассказано мало — авторы уложились в три абзаца. Тезисы: «кровавый вооруженный мятеж» произошел при прямой поддержке Запада. Президента Владимира Януковича свергли. «К власти пришла хунта», легитимность которой не признавали поначалу нигде, «кроме отдельных частей Западной Украины»:
«Захватившие власть в Киеве националисты не останавливались ни перед чем. 2 мая 2014 года в Одессе они живьем сожгли десятки протестующих против госпереворота граждан, запертых в Доме профсоюзов. Постепенно вооруженные отряды нацистов, так называемые «нацбаты» («Азов», «Айдар», «Донбасс», «Хортиця» и другие организации, запрещенные в России), и украинские силы госбезопасности силой подавили пророссийские выступления. Однако этого им не удалось сделать в двух регионах: в Крыму и Донбассе, где сопротивление незаконному киевскому режиму приняло воистину всенародный характер», — так составители учебника подводят к следующей главе, посвященной присоединению Крыма к России.
Во врезке «любопытные детали» рассказывают, что самым известным кличем «Евромайдана» стала «речевка беснующейся толпы на площади Независимости («Майдане Незалежности»): «Хто не скаче, той москаль!».
«Какова роль стран Запада в государственном перевороте на Украине? Как вы думаете, можно ли было разрешить внутренний кризис, возникший на Украине в начале 2014 года, мирным путем?» — задают вопрос школьникам в конце главы.
«Возвращение Крыма»
Фото: нейросеть "playground", Анна Коваленко 66.RU |
---|
Этот раздел еще короче. Утверждается, что «мир на полуострове спасло» то, что в Севастополе дислоцировались части российского Черноморского флота — «вежливые люди», как прозвали местные жители российских военных, обеспечили порядок и безопасность»:
«При этом вооруженные силы Украины (ВСУ) и силы госбезопасности (СБУ) были на полуострове многочисленны и боеспособны. Но деморализованные военные покидали воинские части, отказывались выполнять приказы из Киева. К чести дававших присягу законной власти, ни один украинский солдат не выступил в Крыму с оружием в руках в поддержку киевской хунты».
Дальше упоминаются итоги референдума — 97% жителей Крымского полуострова и 97% жителей Севастополя проголосовали за воссоединение с Россией. Явка составила около 84%.
«Привлекая знания из курса истории, сделайте вывод, почему население Крыма проголосовало за воссоединение с Россией», — просят школьников.
«Судьба Донбасса»
Фото: нейросеть "playground", Анна Коваленко 66.RU |
---|
На Донбассе, «где, в отличие от Крыма, не было российских военных, произошло народное восстание»: «Для защиты родной земли сформировалось ополчение, в которое записывались ветераны-афганцы, милиционеры, учителя, шахтеры».
«Киевский режим ввел так называемый режим АТО — «антитеррористической операции». Жителей Донбасса назвали «террористами» за то, что они хотели остаться русскими. Именно тогда и началась кровопролитная война <…> Повторилась ситуация, как при Александре II, когда во время восстания южных славян против Османской империи русские офицеры брали отпуска и уезжали на Балканы помогать братьям-славянам. Никто не смог бы удержать добровольцев. А потом, видя, сколько крови мирных людей льется в Донбассе, никто и не пытался», — говорится в этом разделе.
Врезка «любопытные факты» доносит до школьников информацию о том, что исторически Украина была окраиной России:
«В XVII веке население будущих «украинских земель» (Полтавщина, Запорожье, Черниговщина) добровольно вошло в состав Русского государства как часть единого русского народа. Эти земли называли себя «Войско Запорожское», «Малая Россия», «Малороссия», а их православные жители считали себя русскими. Показательно, что в документах той поры «украиной» обычно называли окраину чего-либо».
Домашнее задание для 11-классников к этому разделу: выяснить, какую поддержку населению ДНР и ЛНР оказал их регион.
«Минские соглашения. Что это было?»
Фото: нейросеть "playground", Анна Коваленко 66.RU |
---|
В сентябре 2014 года в Минске дипломатические миссии России, Украины, ОБСЕ, а также главы ДНР и ЛНР подписали протокол о прекращении огня и особом статусе Донецкой и Луганской областей в составе Украины («Минские соглашения-1»). В феврале 2015 года главы России, Украины, Франции и Германии подписали «Минские соглашения-2».
«В тот момент нельзя даже было и представить, что «стремление глав крупнейших европейских государств к миру на Украине» лишь циничная маска», — пишут Мединский и Торкунов.
Судьба жителей Донбасса, утверждают они, не интересовала киевские власти: «Находясь в тайном сговоре с НАТО, они просто морочили голову участникам мирного процесса. В итоге частично был выполнен лишь один пункт соглашений: касающийся прекращения огня. Но и он Украиной постоянно нарушался».
Жители ДНР и ЛНР с 2014 года подали свыше 10 тыс. жалоб в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) о массовых нарушениях их прав Украиной. Но ни одна из них даже не была принята к рассмотрению, — констатируют авторы учебника.
«В то же время ЕСПЧ активно работал с жалобами на Россию, тысячами вынося свои вердикты. Такое издевательское «избирательное право» стало одной из причин выхода России из-под юрисдикции ЕСПЧ в 2022 году», — объясняют будущим выпускникам.
Дальше идут цитаты действующих тогда канцлера Германии Ангелы Меркель и президента Украины Петра Порошенко, которые, по мнению авторов учебника, прямо говорят о том, что Минские соглашения были дипломатической уловкой, «реальной целью которой было, затягивая время, дать Украине возможность нарастить и укрепить свою армию».
В конце школьников спрашивают: «Почему Украина не выполнила Минские соглашения?»
«Обострение ситуации»
Фото: нейросеть "playground", Анна Коваленко 66.RU |
---|
Отношения России и Запада, говорят авторы учебника, ухудшились в начале 2020-х годов, когда президентом США стал Джо Байден и сменилось руководство Украины. Именно тогда участились обстрелы Донбасса, «а подвижек по исполнению минских соглашений не было». На предложение РФ к США и НАТО подписать новый документ, учитывающий интересы России, «Запад ответил отказом в издевательской форме».
На страницах учебника написано, что «Киев открыто заявил о желании обзавестись ядерным оружием», а «вступление в НАТО как государственная задача было закреплено в конституции Украины».
По прогнозам Мединского и Торкунова, если бы Украина добилась вступления в НАТО и спровоцировала военный конфликт в Крыму или Донбассе, на основании устава Североатлантического альянса Россия оказалась бы в состоянии войны с участниками блока — от США и Англии до Германии и Франции.
«Это был бы, возможно, конец цивилизации. Этого нельзя было допустить», — сказано в учебнике.
«Какую угрозу безопасности России несли действия украинских властей?» — звучит контрольный вопрос к этой теме.
«Специальная военная операция»
Фото: нейросеть "playground", Анна Коваленко 66.RU |
---|
Раздел открывается QR-кодом и цитатой из речи Владимира Путина 24 февраля 2022 года, когда он объявил о решении начать СВО. Ее цели — защита Донбасса и упредительное обеспечение безопасности России.
Дальше идет цитата президента России: «Мы не начинали никаких боевых действий, мы пытаемся их закончить. Эти боевые действия были начаты националистами на Украине в 2014 году, когда был совершен государственный переворот. С этого все началось. После этого последовали события в Крыму и на Донбассе».
На этом раздел заканчивается — он самый короткий в учебнике. Вопрос, поставленный школьникам в конце: «Каковы причины начала Специальной военной операции на Украине? Почему она началась именно в феврале 2022 года?».
«Противостояние с Западом»
Фото: нейросеть "playground", Анна Коваленко 66.RU |
---|
Глава повествует о том, что «Запад завалил украинский режим деньгами и оружием», а против нашей страны ввел «беспрецедентные абсолютно незаконные санкции, чтобы обрушить экономику России». Сейчас на иностранный бизнес в России оказывается давление — это «экономическая блокада страны в сочетании с прямым воровством российских активов».
«Общий ущерб невозможно оценить, но очевидно, что речь может идти о триллионе долларов. Такая воровская «лихость» не снилась даже Наполеону при установлении континентальной блокады Англии. Тот воевал с государством, но не трогал частные средства англичан. По своей сути действия Запада ничем не отличаются от разграбления наших музеев нацистскими оккупантами в годы Великой Отечественной», — пишут авторы.
Россия, утверждают они, «выдержала удар и смогла быстро адаптироваться к новым условиям». А вот государства Евросоюза «стали испытывать дефицит энергии и других важных ресурсов».
Дальше идет прямое обращение к будущим выпускникам школ, которым дан шанс добиться успеха в сложные времена:
«Лучшие качества наших рабочих, тружеников села, инженеров, программистов, предпринимателей проявляются в эти сложные времена. Именно это время дает огромный шанс вам, выпускники школ, добиться быстрого профессионального успеха во взрослой жизни, в бизнесе, на производстве, в науке. Такие уникальные времена случаются в истории нечасто.
После ухода иностранных компаний многие рынки перед вами открыты. Открыты фантастические возможности для карьеры в бизнесе и собственных стартапов. Не упустите этот шанс. Сегодня Россия — воистину страна возможностей».
В конце раздела сказано, что «США полны решимости воевать «до последнего украинца».
В конце школьников спрашивают: «Как отреагировали США и их союзники на начало СВО России на Украине? Каковы были положительные и отрицательные последствия этой реакции для России?»
«Украина — ультранационалистическое государство»
Фото: нейросеть "playground", Анна Коваленко 66.RU |
---|
«Любое инакомыслие на Украине жестко преследуется, оппозиция запрещена, все русское объявлено враждебным. Идет уничтожение всего, так или иначе свидетельствующего об общей для братских народов истории и культуре», — утверждают авторы учебника.
Они снова напоминают об уничтожении мемориалов советским солдатам, памятников Александру Пушкину, Екатерине II, русским писателям и поэтам, музыкантам и ученым.
«Украинские неонацисты не скрывают, чьими наследниками они себя считают. Одной из бригад ВСУ присвоено название «Эдельвейс». Так называлась гитлеровская дивизия, «отличившаяся» в уничтожении евреев, карательных операциях. В армии и нацгвардии Украины широко распространена запрещенная во всем мире символика частей СС «Дас Райх», «Мертвая голова», «Галичина». Сегодня вновь, как и в годы нацистской оккупации, на Украине широко распространены лозунги «Москаляку на гиляку» и «Бей русню». Освобождая города, наши воины находят свидетельства массовых преступлений украинских националистов, которые издеваются над мирными жителями и пытают военнопленных», — продолжают Мединский и Торкунов.
Задание для школьников: «Привести примеры политики «декоммунизации», проводимой властями Украины. В чем вы видите основной смысл этой политики?».
«Новые регионы»
Фото: нейросеть "playground", Анна Коваленко 66.RU |
---|
«Западу любой ценой нужно поражение России», поэтому у РФ не оставалось других альтернатив: из-за этого провели частичную мобилизацию, а ДНР, ЛНР, Херсонская и Запорожская области — референдумы «о будущем своей земли», затем были подписаны договоры об их вхождении в состав России. Буквально с первых дней образования новых российских регионов Россия приступила к их восстановлению», — написано на странице 407.
В конце детей просят показать на карте территории, вошедшие в состав России в 2022 году, и рассказать, какие субъекты федерации образовали на этих территориях.
«СВО и российское общество»
Фото: нейросеть "playground", Анна Коваленко 66.RU |
---|
Одно из важных последствий спецоперации — сплочение российского общества. Авторы пособия считают, что оно выразилось в подарках для военнослужащих и помощи жителям новых регионов.
«Нашим военным противостоит идеологически прокачанная, оснащенная оружием НАТО, подготовленная по их стандартам армия ВСУ, пополняемая зарубежными наемниками и инструкторами», — сказано в тексте.
Школьникам рассказывают, что ВСУ использовали собственных граждан «как живой щит», оборудуя «позиции внутри жилых кварталов»: «Такая изуверская тактика никогда не применялась раннее на своей территории ни одной армией мира в истории».
В конце школьников просят помнить, что «мировая индустрия по производству постановочных роликов, выбросов, фейковых фото и видео идет непрерывно, конвейером».
«Западные соцсети и СМИ, доминирующие в мировом информационном пространстве, с энтузиазмом тиражируют любые информационные «утки». Поэтому будьте бдительны. Думайте: почему, зачем и за что «отрабатывают новости» те или иные «оппозиционеры», «лидеры мнений», «популярные блогеры» и т. п. В чьих интересах? Думайте. И тогда вы не станете жертвами дешевых манипуляций», — предостерегают будущих выпускников.
Вопрос в конце раздела: «Почему абсолютное большинство граждан России поддержало СВО?».
«Россия — страна героев»
Фото: нейросеть "playground", Анна Коваленко 66.RU |
---|
Последняя глава, по сути, приводит биографии участников СВО с комментариями. Школьникам говорят, что «жизнь всегда сложнее, чем любые журнально-газетные штампы» и «нынешнее время будет предметом скрупулезного изучения».
«Пройдут десятилетия. Наше сегодняшнее время станет предметом скрупулезного изучения. Ученые-историки будут рыться в архивах, сопоставлять документы, статьи и, наверное, даже ролики в Интернете. Будут смотреть и учебник, который вы сейчас держите в руках <…>. Большое видится на расстоянии, какие-то оценки будут меняться, как это не раз бывало на всем протяжении нашей истории. Но одно очевидно. То, что всегда было, есть и будет у России: доблесть, достоинство, честь и верность присяге наших военных и добровольцев, врачей, учителей, строителей, волонтеров. Они и есть настоящие, не выдуманные герои нашего времени. Они рядом, они среди нас. Они — пример чести, мужества и веры в правоту нашего дела», — заканчивают главу Мединский и Торкунов.
После изучения кратких биографий людей, погибших на СВО, школьники должны привести примеры подвигов участников спецоперации, которые аналогичны подвигам, совершенным советскими солдатами во время Великой Отечественной войны.
В конце главы опубликованы итоговые вопросы и задания для школьников, закончивших чтение учебника:
- Докажите, что в начале XXI в. Россия была открыта для партнерских отношений со странами Запада. Как страны Запада воспринимали такую позицию России?
- Почему история играет важную роль в идеологическом противостоянии государств? Почему именно Украина играет ключевую роль в идеологическом противостоянии Запада с Россией? Приведите примеры антироссийской политики, проводимой украинскими властями.
- Сформулируйте причины (не менее трех) политического кризиса 2014 года на Украине. Какие позиции в отношении этого события заняли Россия, страны ЕС и США?
- Какие угрозы для населения Крыма сделали необходимым его выход из состава Украины и воссоединение с Россией?
- С помощью дополнительных источников информации в форме тезисов сформулируйте основные положения Минских соглашений, заключенных в феврале 2015 года. Подумайте, могло ли выполнение этих соглашений положить конец конфликту на Украине.
- Какие общественные организации оказывают помощь российским военным и добровольцам, принимающим участие в СВО? Подготовьте электронную презентацию (не менее пяти слайдов) о деятельности одной из таких общественных организаций.
Полностью ознакомиться с новым учебником истории можно здесь.
- Единые учебники истории предложил ввести президент России Владимир Путин. «Граждане должны знать подлинную историю единения народов, а не околонаучные ангажированные спекуляции на эту тему», — говорил он. Сейчас в стране порядка 110 учебников истории, рекомендованных Министерством образования.
- В апреле 2023 года стало известно, что помощник президента Владимир Мединский и ректор МГИМО Анатолий Торкунов разработали новый учебник по истории. Учиться по нему старшеклассники начнут с сентября. Для 5-х и 6-х классов аналогичные пособия разработают к 2024 году.
* признана террористической и запрещена в РФ