Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

За кулисами взрослой жизни: две истории о том, как люди воплощают свои детские мечты о сцене

16 июля 2023, 12:00
За кулисами взрослой жизни: две истории о том, как люди воплощают свои детские мечты о сцене
Фото: Дарья Попова для 66.RU
Этот текст написали школьники — ученики 10–11 классов екатеринбургских школ. Он о том, как взрослые спасаются от тревог повседневности, меняют деловые костюмы и офисные блузы на балетные пачки, платья с кринолином и камзолы.

Танцуют все!

Modern Dance Center (MDC) работает в Доме печати. Двери его открыты не только для детей и подростков. Сюда каждый вечер приходят взрослые. И не столько ради красивых движений… Нужно самовыражение? Требуется сценическая уверенность? Хочется растянуть мышцы и разгрузить голову? Тогда — танцуют все!

Из дополнительных «плюшек»: общение «с такими же», локальные мемы и гэги и нескончаемый душистый чай. Здесь люди разгружаются от одного и загружаются другим. И всегда царит музыка. Либо ты сам танцуешь под нее, либо слышишь, как тут же, за стенкой, плавно на цыпочках перемещается кто-то другой.

За кулисами взрослой жизни: две истории о том, как люди воплощают свои детские мечты о сцене
Фото: Дарья Попова для 66.RU

Руководитель центра Татьяна Нетесова в детстве занималась хореографией. И довольно успешно. Но когда девочке было 12 лет, семья сменила город. Привычный коллектив, хороший педагог и надежды на большую сцену остались в прошлом. Закончив школу, Татьяна переехала из Екатеринбурга в Москву и ушла в маркетинг. График работы оставлял много свободного вечернего времени. А в голове все время крутилось — танец, танец, танец. Так началось ее возвращение в мир балета. «Через боль и страдания», — уточняет Татьяна Николаевна. Оно и понятно: профессиональные навыки пришлось восстанавливать фактически с нуля. Дальше были конкурсы и победы на них. Затем — первые пробы в педагогике. Уроки Татьяна давала поначалу только взрослым. Это были боди-балет и йога. На стали поступать запросы и на классический балет, современный танец. «Я еще тогда продолжала ходить в маркетинговое агентство, училась на курсах бухгалтеров, но однажды вдруг окончательно осознала: мое — это танец. И когда ты находишь в себе призвание, дальше уже все само начинает закручиваться, эдак, знаете, вжух! — и все», — смеется наша героиня.

Вернувшись из Москвы в Екатеринбург, Татьяна открывает частную школу классического танца и современной хореографии. Некоторые подростки, выросшие в залах MDC, уже танцуют на большой сцене, например, в Мариинском театре, успешно обучаясь в ведущих хореографических училищах страны. Татьяна убеждена: будущие знаменитости среди них есть. Отдельная история со взрослыми. Здесь танец все-таки хобби. Бухгалтеры, инженеры-физики, школьные учителя, чиновники приходят в Дом печати после работы и исполняют мечту своего маленького «я», держат себя в тонусе и просто наслаждаются искусством классического и современного танца.

От станка до станка

У балетного станка — профессиональный переводчик Ирина Моисеева. Работает на фрилансе. Говорит, что давно искала что-то, способное «прокачать мозг». Балет выбрала, потому что закончила в детстве школу искусств и точно знала, что он подойдет для таких задач.

Интересуюсь: «А как же танец развивает мозг?» Ответ: «А вы попробуйте постоять у станка. Нужно сначала осознать, что говорит педагог, чтобы правильно сделать движение. А термины звучат на французском. Да и на русском языке задания тоже требуют расшифровки: «бедра внутри», «низ живота подбираем», «колени втянули». Многое меняет и музыка. Одно дело просто взмахнуть ногой, другое — под мелодию, чтобы все движения попадали в такт и выглядели красиво». По словам Ирины, употеть в балетном классе можно не хуже, чем в любом спортивном зале, но здесь не меньше мышц работает голова. Со временем еще приходит твердое понимание, где какая мышца расположена, как она работает, создавая красивое движение. Ирина убеждена, что навыки самоорганизации, которые так важны для фрилансера, она тренирует здесь, в MDC. И уверяет, что на каждой стене танцевальной студии Татьяны Нетесовой можно написать слоган «Без труда ни одна рыба не покинет пруд». Но такая дисциплина — не пытка для Ирины: «Я против самоистязаний, я за то, чтобы процесс приносил удовольствие».

За кулисами взрослой жизни: две истории о том, как люди воплощают свои детские мечты о сцене
Фото: Дарья Попова для 66.RU

Рядом занимается научный сотрудник Елена Шадрина. Уже 20 лет она разрабатывает лекарственные средства. Говорит, что на работе разговоры только об органической химии, все очень серьезно, поэтому захотелось чего-то более свободного, легкого, не органического, но органичного. «А тут вспомнила, что когда-то ведь я закончила музыкальную школу, что в детском саду занималась танцами и мечтала стать актрисой. Но там педагоги кричали, поэтому закрепился негатив. И в следующий раз попытка пойти на танцы была предпринята только в 15 лет. Тогда мне сказали: «У-у-у, нет, вы безнадежны». А в 42 года вполне себе взяли — все-таки подхожу, получается. Мечты сбываются не только у «Газпрома», — улыбается Елена.

Но страх она преодолевала долго, топталась на пороге студии, боялась зайти. Сегодня они с Татьяной Нетесовой со смехом вспоминают тот 2018 год и фиксируют новые задачи на сезон. «Тут ведь как получается, — поясняет Елена, — возраст увеличивается, а способностей только больше. Поэтому надо быть немного альпинистом: всегда стремиться вперед. Трудности закаляют. А классический балет он как раз трудный. Я занималась современными танцами, но остановилась все же на классике. Здесь мне все как-то ближе, роднее, в том числе музыка».

А как же близкие и родные реагируют на необычное хобби? Как выяснилось, у Елены с этим проблем никаких: «Недавно навещала маму, ей 75 лет. Хочешь, говорю, покажу тебе, как я на пуантах стою? Ну встаю. Ногами немного помахала. Она в шоке. По-детски так всплеснула руками: «Ну надо же, балерина ты у нас, оказывается!»

На чаях с Мельпоменой

Среди потрескавшихся пятиэтажек на улице Первомайской в Екатеринбурге гордо возвышается современное здание в стиле британской архитектуры — из красного кирпича и зеркальных стекол. Всем своим видом оно будто кричит: «Смотрите! Во мне живет искусство!»

Как зародилась театральная студия «ЛицейДейство», никто толком не помнит, даже основательница Светлана Цыганова — она же преподаватель сценического движения и актерского мастерства. Словно всегда в этом просторном зале витал дух Мельпомены, звучал смех артистов и шипел закипающий чайник.

«Начали мы давно, с подросткового театра, — рассказывает Светлана, — А два года назад стали поступать запросы от взрослых — хотим, мол, учиться театральному мастерству. Видимо, от всех этих передряг, вызванных ковидом и общей депрессивной атмосферой, люди решили спрятаться в сценическом искусстве. Меня как подбросило: а ведь это шанс для развития бизнеса — и спрос есть, и самой интересно».

За кулисами взрослой жизни: две истории о том, как люди воплощают свои детские мечты о сцене
Фото: Антон Буценко, 66.RU

…Каждое занятие взрослой группы традиционно начинается с чашки чая и легкого разговора «ни о чем». Замысел режиссера понять легко: актеры здесь все при деле, только что вернулись с заводских смен, из офисов и командировок — надо перестроиться, ощутить запах сцены, кулис, переключить внимание от бликов компьютерных экранов на свет театральных софитов. Первые четверть часа обсуждают все подряд: погоду, детей, планы на отпуск.

Впрочем, дети и отпуск есть не у всех. Так, самую молодую артистку частной труппы зовут Алиса, и она студентка вуза, будущий психолог. С детства дружила со сценой, занималась танцами, пением и была заводилой школьных тусовок. Душа рвалась творить для публики. И прибежище нашлось: «Я понимала, что это нереально — стать звездой эстрады или актрисой. Но верила, что что-нибудь похожее — для души — я найду. И нашла этот дом, чему страшно рада».

Некоторые актеры живут неподалеку. Поэтому «ЛицейДейство» можно назвать театром районного масштаба. Кое-кто из актеров даже помнит старые добрые советские дворы на Восточной — Первомайской, когда подростки набрасывали на бельевые веревки простынь и показывали соседским бабушкам театральные сценки.

Из разговоров за чаем:

«Я в детстве мальчиков играла, потому что была самой высокой. Даже что-то сама старалась ставить в классе пятом».

«А я тогда хотела быть Золушкой, теперь играю свинью!»

Уральский берег моря

Чай допит, кружки уже теснятся в раковине. Труппа начинает репетицию. Первое задание: нужно подойти к товарищу по сцене и сказать ему комплимент. Обязательно небанальный и конкретный. А после уйти, не вступая в диалог. Казалось бы, ничего сложного? Однако некоторых учеников вдруг сковывает робость. От холодной дрожи руки сами тянутся в карманы. Это замечает и преподаватель: «Каждый должен подойти к другому. Мы собираем букет собственных изменений. Ошибки — это нормально. Ваша задача понять, говорят с вами искренне или же формально».

За кулисами взрослой жизни: две истории о том, как люди воплощают свои детские мечты о сцене
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Постепенно студию заполняет гам комплиментов. Руки жестикулируют, помогая расхваливать внешний вид партнера. Сама собой создалась приятная и дружеская атмосфера, в которой смылись возрастные различия, труппа стала монолитом, готовым к новой задаче. Вы быстро поймете ее смысл, если вспомните, как шли сегодня по улице? Как снег хрустел под вашими ногами или шелестела листва, а может, как вы случайно наступили в лужу. Вот и каждому участнику тренинга предстоит вспомнить ощущения утреннего похода на работу и пройтись по улице, которой нет. Но сделать это надо максимально артистично. Каждый справился с заданием по-своему. На улице милой леди в желтом кардигане точно шел дождь, да такой сильный, что приходилось перескакивать через лужи. Но главным в задании было все же не сымитировать походку, а почувствовать сырость асфальта после дождя или запах дворовой сирени. «Начните с дыхания. Вдохните тот утренний воздух, который вы сегодня ощутили на улице, и попробуйте воспроизвести для условного зрителя конкретную улицу нашего города. Включите воображение», — помогает Светлана Леонидовна.

Улица сменилась лесом: теперь участники труппы перешагивали через поваленные деревья, пинали воображаемые листья, собирали условные шишки. Эмоции актеров, однако, абсолютно разные: один задумчиво бредет по лесной тропке, а другая остановилась и улыбается — видимо, теплой погоде в «своем» лесу. Позже локация превращается в набережную, где фантазия актеров достигла пика. Алиса наблюдала за волнами океана и зарывалась ногами в прибрежный песок, а Вячеслав пускал по водной глади «блинчики», Ирина же сидела в сочинском прибрежном кафе и слушала в наушниках музыку… Так актеры-любители учатся погружаться в условность сцены. Разбуженная фантазия помогает потом чувствовать себя естественно среди картонных декораций и бутафорских предметов.

«Еще у нас важно уметь передавать свои ощущения через тело, — поясняет Светлана Цыганова. — Ведь, по сути, только оно и отделяет сознание актера от зрительского восприятия».

Направление «Театральная школа для взрослых» было не столько шансом для развития бизнеса (ибо проект не давал и практически не дает прибыли его владельцам), но правильнее сказать, что это был скорее шанс для развития театра, который был реализован. И сейчас у Цыгановой новая творческая мечта — частный репертуарный театр для разных возрастных групп.

Важен каждый голос

Во время перерыва в зал вбегает Надежда Субботина — педагог по вокалу. По ее мнению, музыкальные способности клиентов «ЛицейДейства» не важны, но вокал помогает поставить голос, сделать его более приятным для уха зрителя. Бегло распевшись, преподаватель настраивает фортепиано, и невесомая, протяжная песня заполняет собой весь зал, отзываясь эхом:

«Над землей парят дожди.

На земле не слышно песен.

На воде нет кораблей.

Это я иду, пусть тесен.

Тесен.

Этот трудный мир…»

Несмотря на высокие ноты и широкий диапазон композиции, труппа удивительным образом сохраняет стройность и мелодичность. А ведь здесь нет музыкантов. Но мелодия рвется, словно крик души каждого из этих актеров-любителей.

«И в моих глазах

лишь слезы.

А в руках

лишь воздух…»

За кулисами взрослой жизни: две истории о том, как люди воплощают свои детские мечты о сцене
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Вот, кажется, песни уже не слышно, это актеры бесшумно уходят на перерыв перед заключительной частью занятия — сольными театральными выступлениями. А теперь с кухни доносятся смех и шепотки, кто-то даже успевает хлебнуть чай. Но куда пропала Алиса Кочергина? Она ведь минуту назад была здесь… Вместо нее появляется Даша — героиня пьесы Марии Ладо «Очень простая история». Дело в том, что актеры еще и успевают переодеться, сменить амплуа. Так мы знакомимся не только с Дашей, но и с деревенским пареньком Алексеем, коровой Зорькой, псом Крепышом и другими героями пьесы. Речь идет о жизни двух семей и их домашних животных, причем взрослые враждуют между собой, а вот их дети полюбили друг друга. Прямо-таки театральное импортозамещение. «Ромео и Джульетта» по-русски. Только здесь «Джульетта» оказывается беременной, с чего и закручивается сюжет.

Растущая роль

Но что-то мы отвлеклись. А труппа уже заняла зрительские места, ожидая, кто же первым выйдет на сцену для персональной импровизации. Вот перед нами хлопает глазами Зорька (Ирина Юферева) — корова рассказывает о том, что у нее скоро родится теленок, которого она очень боится потерять: «Люди интересные, много всего знают, но иногда с ними страшно». От этих слов становится не по себе. Словно реальность, которая здесь кажется забытой за дверью студии, вдруг выглянула из-за этих домотканых кулис. Впрочем, возможно, Ирина именно этих эмоций от нас и добивалась. Ведь тренинг предполагает актерскую фантазию, которой выписывается рисунок роли и где появляются элементы авторской трактовки произведения.

«Это результаты домашней работы. Актер должен вырастить роль в себе, понять, как мыслит его персонаж, как двигается, как говорит, осознать истоки его поступков. Возможно, как режиссер, я решу что-то оставить в спектакле, но пока это первичные актерские наработки — сырье», — комментирует Светлана Цыганова.

За кулисами взрослой жизни: две истории о том, как люди воплощают свои детские мечты о сцене
Фото: Антон Буценко, 66.RU

И мы видим, как Алексей (Вячеслав Давтян) с волнением рассуждает о том, должна ли его девушка Даша сделать аборт, пес Крепыш (Екатерина Власова) — о той жизни, которая делает собаку кусачей, Хозяйка сокрушается о беременности дочери. Словом, все роли расписаны, все ходы записаны. Вскоре стихает шум аплодисментов последнему выступающему. И один из вечеров любительской театральной студии «ЛицейДейство» заканчивается. Вечер воплощения давней мечты обычного жителя Екатеринбурга — быть актером.

Текст: Майя Бирюзова, Варвара Звонарева, Георгий Жуков