Девелопер и политик Антон Баков хочет создать в регионе федеральную территорию — анклав, напрямую подчиняющийся Москве, и решить местные проблемы за счет федерального бюджета. Он рассказал об этом участникам «Екатеринбуржского клуба», выступающего с просветительской миссией.
Впервые Антон Баков упомянул о своем замысле перед Новым годом. По его словам, в декабре он обсудил эту идею с губернатором, а в мае — c мэром Екатеринбурга Алексеем Орловым.
Некоторые детали за последние шесть месяцев изменились, но суть идеи осталась прежней — в Свердловской области можно создать новую административную единицу, которой будет напрямую управлять президент или правительство страны. Это позволяют поправки в Конституцию, принятые в 2020 году. Такой проектный подход принесет пользу, если регион намерен решить конкретную задачу — развить туризм, обособить природоохранную зону, создать промышленный кластер. Вариантов может быть много.
Первой федеральной территорией стала Имеретинская низменность, выделенная из состава Адлерского района Сочи, где на базе олимпийской инфраструктуры строят наукоград «Сириус», объединяющий исследования, образование и индустрию. Его задача — готовить научную и технологическую элиту страны. Режим государственного управления в «Сириусе» и налоговую систему определяет отдельный федеральный закон.
Теоретически можно выделить федеральную территорию любого размера в любом месте Российской Федерации. Баков считает, что в Свердловской области тоже есть задачи, которые можно решить с помощью проектного управления.
О преимуществах федеральных территорий предприниматель рассказал на Совете по сохранению и развитию культурного наследия Екатеринбурга («Совет неравнодушных»), который проводит мэр Алексей Орлов. «Надо подумать, как получить для города вторую ветку метро или филармонию, — пояснил Баков. — У нас не так много больших идей. Прошлое города ассоциируется с цареубийством. Мы должны организовывать связи, преемственность. Надо создавать федеральную территорию или отдельные анклавы на местах, связанных с царской семьей, Ипатьевским домом».
После заседания Орлов предложил ему обсудить замысел с жителями города, чтобы выяснить, как они к этому относятся.
Фото: Игорь Черепанов для 66.RU |
---|
Анатолий Гайда |
Так появился «Екатеринбуржский клуб». Анатолий Гайда — общественный советник губернатора Свердловской области — стал его президентом, вице-президентом — Антон Баков.
Первую встречу с участниками клуба организовали в конференц-зале БЦ «Континент».
Фото: Игорь Черепанов для 66.RU |
---|
На беседу с политиком и предпринимателем пришло 85 человек — 33 мужчины (включая сыновей Бакова) и 52 женщины разного возраста и социального положения. По словам предпринимателя Сергея Писарева, для поездки в клуб ему пришлось отложить дела.
Фото: Игорь Черепанов для 66.RU |
---|
Пока не началось действие, публика рассматривала печатные издания — второй выпуск сказов о Богдашке Топорке и свежий журнал «Социально-политические науки» со статьей Бакова, где он задался целью рассчитать коэффициент политической вязкости общества на основе демографических показателей.
Ровно в полдень Баков вошел в зал со словами: «Здравствуйте, мои дорогие!» и занял место в президиуме рядом с Анатолием Гайдой. На фоне граждан, одетых по-летнему, единственным человеком в костюме с галстуком оказался эксперт Вадим Дубичев (в обычной жизни — первый замруководителя аппарата губернатора).
Фото: Игорь Черепанов для 66.RU |
---|
Вадим Дубичев |
«Пока все не выступят, никого не выпустим», — заверил его Гайда перед вступительным словом.
Оно оказалось коротким.
Баков напомнил присутствующим, что Гайда — автор Конституции Уральской республики, созданной по заветам кадета и масона Льва Кроля, умершего в 1931 году в Париже, и перешел к текущим вопросам. По его словам, Свердловская область нуждается в «Императорской» федеральной территории. Беда в том, пояснил Баков, что в Екатеринбурге большевики убили царя, и приходится с этим жить, а региону нужна позитивная повестка.
Фото: Игорь Черепанов для 66.RU |
---|
— Нет ли здесь противоречия? — спросили из зала. — Екатеринбург — протестный город. Иногда его позиционируют как город бесов.
Баков сказал, что нет. «Протестность Екатеринбурга преувеличена, — заверил он. — Хотя характер у уральцев действительно не подарок».
И покосился на книгу про Богдашку Топорка.
Еще 30 минут ушло, чтобы выяснить смысл, который Баков вкладывает в понятие «Императорская» федеральная территория». Решили, что вариантов может быть три — историческое просвещение народа, взаимодействие с потомками императорской фамилии и культурные образовательные программы.
Участники «Екатеринбуржского клуба» обсудили все предложения.
Затем слово передали Дубичеву.
«Что такое федеральная территория?» — спросил он собравшихся и, не дождавшись ответа, закончил мысль: «Это проектный офис, которому придаются ресурсы — финансовые и имущественные, чтобы реализовать проект, в результатах которого заинтересована вся страна».
Публика внимательно слушала.
Фото: Игорь Черепанов для 66.RU |
---|
Дубичев пояснил — федеральная территория не требует, чтобы меняли границы регионов или муниципалитетов (ни Свердловской области как субъекта РФ, ни Екатеринбурга). Таких территорий, считает он, должно быть много и обязательно в федеральных центрах, поскольку это еще один способ развития страны через точки роста.
Разговаривая с участниками встречи и с самим собой, Дубичев ходил по залу, пока не остановился справа от президиума. По его словам выходило, что в Свердловской области точкой роста может стать проект студенческой столицы России «Кампус», предложенный губернатором. «Я — сторонник федеральной территории как образовательного проекта», — подчеркнул эксперт.
Сошлись на том, что экономику должна определять идеология — прежде чем обсуждать содержание и цель федеральной территории на базе Большого Екатеринбурга, участникам дискуссии стоит выработать принципиальные идеологические подходы.
Фото: Игорь Черепанов для 66.RU |
---|
Этим решили заняться на следующих заседаниях.
Писателя и политтехнолога Георгия Бурмистрова (в прошлом — главу аппарата Екатеринбургской городской думы) интересовала техническая сторона дела. Бакова и Гайду он спрашивал о законодательной основе будущей федеральной территории. Что это будет — отдельный федеральный закон для конкретной зоны, как в случае с «Сириусом», или рамочный закон для любой федеральной территории вообще?
Фото: Игорь Черепанов для 66.RU |
---|
Гайда считал, лучше идти проторенной дорогой — если для «Сириуса» написали федеральный закон, почему бы не сделать это еще раз, теперь — для Урала? Тем более механизмов, позволяющих провести закон через Госдуму, не один и не два. «Я бы выступал за небольшую федеральную территорию, — заметил он. — Чем она меньше, тем больше денег можно в нее вложить и получить действенный результат».
К сентябрю законопроект хотят подготовить.
Прения собирались заканчивать, когда от Бурмистрова поступило предложение развивать туризм. Его охотно приняли, занесли в протокол, а все остальные вопросы отложили на следующий раз.
Фото: Игорь Черепанов для 66.RU |
---|
Сергей Писарев |
Сергей Писарев, впрочем, остался недоволен, отметив, что пока проект представляется ему малопонятным и сложным в реализации.
Спорить с ним не стали.