Бестселлеры закончились
Книг в России стали печатать меньше — за первый квартал 2023 года число новых названий сократилось на 13%, их тиражи — на 23%, тиражи переизданий — на 28%, переводной литературы — на 27% (данные Российской книжной палаты). Одна из причин — санкции, усложнившие жизнь типографиям. Им не хватает запчастей к машинам, мелованной бумаги и расходных материалов, стоимость которых растет из-за новых логистических схем.
По данным Владимира Харитонова, исполнительного директора Ассоциации интернет-издателей, за 2021–2022 год книги в магазинах подорожали на 40%, и покупают их неохотно. «Издатели повышают цены от безысходности — они ничего не могут поделать с дорогим импортом, — говорит он. — Запчасти и расходные материалы — теперь китайские/индийские/корейские — все равно покупают за доллары. При этом маржа издателей невелика — удешевить производство за свой счет у них не получится».
Помимо денежных проблем на тиражи повлиял уход иностранных агентств, выступавших посредниками между российскими издательствами и писателями из других стран. Без третьей стороны договориться с авторами или их наследниками стало труднее. Некоторые — Стивен Кинг, Джоан Роулинг, Нил Гейман — сами отказались издавать в России свои книги, других перестали печатать по политическим/идеологическим причинам.
Теперь The Guardian пишет, что британским авторам исторических романов, фэнтези/sci-fi и триллеров предлагают удвоенные гонорары за право напечатать их книги в России. Желающие уже нашлись, но есть одно препятствие — деньги, переведенные с соблюдением всех формальностей в английские банки, могут исчезнуть без следа. Участники рынка это подтверждают.
В таких условиях, по словам Харитонова, сильней всего сократилось количество тиражей от 10 до 100 тысяч (бестселлеры, которых не стало). 75% общего падения приходится на их долю.
Средний тираж в первом квартале снизился до 2600 экземпляров. Такого не было с 20-х годов прошлого века.
Заглянем в карман писателя
С падением тиражей уменьшаются заработки авторов. Обычно им причитается 8–12% от оптовой цены книги (для начинающих) или 15–20% (для маститых). Шамиль Идиатуллин (дважды лауреат конкурса «Большая книга), выпустивший в этом году свой десятый роман «До февраля» — триллер о серийном убийце, говорит, что на гонорары ему не прожить. «Книгу, которая в магазине стоит тысячу рублей, издательство отпускает за 300–500. От этой цифры и считают роялти — с каждого проданного экземпляра автор получает в среднем 30–50, максимум 100 рублей (самый топчик), — поясняет Идиатуллин. — При среднем тираже одна-две тысячи экземпляров ему заплатят максимум 200 тысяч за текст, который он писал год, а то и больше. Делим полученную сумму на 12, 24 или 36, получаем месячный доход писателя и бежим искать постоянную работу, которая кормит».
Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
По словам Харитонова, безбедно жить, занимаясь литературным трудом, могут примерно двести человек в стране, в том числе наследники советских писателей, книги которых до сих пор переиздают. Те, кто не входит в это число, получают роялти меньше средней зарплаты и нуждаются в дополнительном источнике денег.
«Одни добирают литературными премиями, другие — статьями и рецензиями, платными выступлениями, особо умелые и талантливые — сценариями фильмов и сериалов, тут уже совсем другой масштаб гонораров, в несколько раз больше, — соглашается писатель Денис Драгунский (в августе у него выходят мемуары «Подлинная жизнь Дениса Кораблева»). — Доходы от продаж радуют тех, у кого книги издают большими тиражами, а таких немного».
В первом квартале 2023 года доходы от продаж радовали Митрополита Тихона (Шевкунова) — 50 тысяч экземпляров его книги «Несвятые святые» и другие рассказы» выпустило издательство «Вольный странник». Роман Алексея Иванова «Бронепароходы» вышел тиражом 40 тысяч. Остальные места в первой пятерке заняли Эрих Мария Ремарк («Триумфальная арка»), Джейн Остен («Гордость и предубеждение») и Фрэнсис Бернетт («Таинственный сад»).
Недосягаемой вершиной осталась квир-дилогия «Лето в пионерском галстуке» и «О чем молчит ласточка» (2021–2022) с общим тиражом 380 тысяч экземпляров (не считая электронных продаж), авторов которой Минюст признал иноагентами, пропагандирующими ЛГБТ. «Текст слабый, но не самый плохой, а беспрецедентный интерес к книге говорит о том, что она задела читателей за живое», — говорит Харитонов.
Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
Прежде чем Popcorn Books отправило книгу в печать, авторы разместили ее на платформе самиздата Ficbook.net. По словам Драгунского, самиздат становится литературным инкубатором и источником коммерческих идей, но писатели, собирающие аудиторию в интернете, хотят большего — попасть в литературные журналы «Знамя»/«Новый мир» или в прогрессивные издательства: «Редакцию Елены Шубиной», «Альпину», «Время». «Публикация там — сертификат литературного качества, — говорит он. — Самооценка людям порой важнее, чем деньги».
Некоторым это удается.
Много новых авторов
Самиздат растет быстрее, чем книжный рынок. Опубликовать свой текст на цифровом ресурсе — с монетизацией («Литнет», «Литрес.Самиздат», «Ридеро») или без монетизации («Проза.ру», «Стихи.ру», журнал «Самиздат») — автор может бесплатно за 15 минут. Поначалу этот сегмент увеличивался на 70–100% в год. В 2022 году темп снизился до 20%, но участники рынка не видят в этом беды и объясняют заминку разными обстоятельствами, в том числе сменой владельца «Литнета» (одной из крупнейших цифровых платформ) и сложностями с платежами в App Store и Google Play.
По прогнозам, в 2023 году самиздат вырастет на 50–70%.
Как сообщил Евгений Селиванов, директор по развитию собственного контента ГК «ЛитРес», емкость рынка самиздата в России в I квартале 2003 года превысила миллиард рублей. Число авторов «Литрес.Самиздат» за тот же период увеличилось на 26% — до 203 000 человек. «Категория самиздата, digital-авторов уже несколько лет остается основным драйвером развития книжного рынка в России, — говорит Селиванов. — Платформа «Литрес.Самиздат» по-прежнему лидер этого сегмента с долей 37%. В русскоязычном digital-пространстве наша аудитория — более 30 млн читателей».
По данным Ridero, на июнь 2023 года сервис зарегистрировал 725 384 автора, опубликовавших более 134 тысяч книг.
Харитонов считает Ridero и «Литрес.Самиздат» основными платформами российского самиздата, ставшими частью книжной индустрии. По его словам, рост сервисов, привлекающих российских digital-писателей, ограничивает только демография — рано или поздно все авторы, которые хотят опубликовать свои тексты, смогут это сделать, и продажи будут расти за счет их популярности.
Пока рынок не насыщен, кризис в книжной отрасли будет способствовать процветанию самиздата. «Одни читатели пойдут на пиратские сайты — за последний год их трафик вырос в 1,5 раза, другие переключатся на дешевые издания, — говорит Харитонов. — На Западе это покетбуки — они стоят вдвое меньше, чем книги в переплете. В России роль покетбуков играют электронные книги. Есть много людей, для которых качество книг не принципиально, главное — цена вопроса. Они с большой охотой платят за тексты самиздата, тем более что выбор на этих платформах весьма разнообразен».
По данным Ridero, самиздат производит не только массовую коммерческую литературу: современный любовный роман (СЛР), романтическое фэнтези, ЛитРПГ (поджанр фантастической литературы, основанный на субкультуре популярных ролевых компьютерных игр), «попаданцев», но еще нон-фикшн, детские книги, исторические романы и социальную прозу.
Их авторов издательства уже перехватывают.
ЛГБТ признана в РФ экстремистской организацией