За период с января по май 2023 года число столкновений воздушных судов с птицами, из-за которых авиатехника получила повреждения, выросло на 82% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такие данные приводит РБК со ссылкой на письмо главы Росавиации Александра Нерадько.
На 31 мая 2023 в гражданской авиации зарегистрировали 31 такой инцидент. В 2022 году на этот период их было 17.
Например, 20 апреля при заходе на посадку в аэропорту Домодедово самолета Airbus A321neo авиакомпании «Северо-Запад» столкнулся со стаей птиц. А 27 апреля подобное столкновение произошло с самолетом Superjet 100 авиакомпании «Россия» при посадке в Нижнем Новгороде.
Кроме того, за первые пять месяцев 2023 года на 7% (до 224 случаев) выросло число сообщений о столкновениях (или их угрозе) воздушных судов с птицами, не приведших к повреждениям авиатехники.
Также, по словам главы Росавиации, выросло число столкновений или угрозы столкновений с другими животными на территории аэродромов. В 12 таких случаях из 21 экипажи уходили на второй круг, чтобы избежать подобных рисков на взлетно-посадочной полосе.
Все это, по мнению Александра Нерадько, свидетельствует о недочетах в работе аэропортов и остальных организаций, задействованных в обеспечении полетов. Чтобы минимизировать риски столкновения самолетов с птицами и другими животными, он предлагает руководителям авиакомпаний провести занятия с экипажами воздушных судов по действиям в сложной орнитологической обстановке.
- Для отпугивания птиц используют несколько видов оборудования: пропановые пушки (за счет газа издаются хлопки, которые слышны на расстоянии до 1 км), биоакустические установки (имитируют тревожные крики разных видов птиц) и акустические установки, имитирующие звуки выстрелов. Аэропорты применяют также зеркальные шары с глазами хищных птиц, имитации хищных птиц, блестящие ленты и пугала. В некоторых аэропортах — например, в Домодедово — держат ястребов-тетеревятников.
- Самая громкая история, связанная со столкновением самолета с птицами, произошла 15 августа 2019 года. Тогда самолет «Уральских авиалиний», летевший из Москвы в Симферополь, столкнулся со стаей чаек и вскоре после взлета совершил аварийную посадку в кукурузном поле в районе аэропорта Жуковский. Фактором появления птиц около аэропорта стали свалки и водоемы в округе. На борту находились 226 пассажиров и семь членов экипажа. Пострадали 76 человек. Межгосударственный авиационный комитет по итогам расследования заключил, что пилоты имели «явные признаки дезорганизации, непоследовательности и хаотичности» из-за психологических нагрузок. При этом они не впали в ступор.