Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений (Кульберг) выступил против восстановления советских революционных памятников после освобождения бывших украинских территорий.
«Во-первых, это ложь. Мы сами не разделяем тех ценностей, которые стоят за возвращаемыми памятниками и наименованиями. В коммунистическую утопию не верили сами советские вожди, а среди разрушителей СССР были сплошь партийные деятели. Последовательным коммунистом был лишь Пол Пот в Камбодже, который своим правлением ужаснул весь мир. Уверен, что те люди, которые поддерживают возвращение советских названий, делают это не потому, что хотят обобществить средства производства, объединить всех пролетариев, «все отнять и поделить» и т. д. Дело в ностальгии по тем сильным сторонам СССР, которые несомненно были. Отчасти это ностальгия не по реалиям советского строя, а по советским мифам, но это и не важно. Мифы в этом смысле даже полезнее», — написал Кульберг в своем Telegram-канале.
По его мнению, «мы поднимаем красный флаг, потому что помним, как под ним, например, выступали и побеждали наши спортсмены». При этом «на самом деле мы хотим, чтобы спортсмены не унижались, как сейчас, выступая под нейтральным флагом, без гимна». «А ложь в том, что мы вывешиваем красный флаг на новых территориях, когда наши спортсмены выступают под белым флагом, а вместо гимна звучит концерт Чайковского», — подчеркнул митрополит.
«Если кратко: вместо того, чтобы лгать о своей любви к Советскому Союзу, лучше верните нам его силу. Не надо этих имитаций в виде возвращения советских названий. Верните нам не воспоминания о советской славе, а саму эту славу», — призвал глава Екатеринбургской епархии.
Он также против возвращения советских названий, поскольку «это показывает нашу несамостоятельность и вторичность». «Мы в этом вопросе отстраиваемся от своего противника: мол, если наш враг что-то не любит — мы обречены это полюбить. Раз противник вернул городу его историческое имя Бахмут, значит будем назло называть его Артемовском. И все равно, что это поселение Бахмутом назвал русский царь Иван Грозный, а статус города присвоил российский император Петр Первый, опять же с именем Бахмут», — написал Кульберг.
Зависимость от чужого мнения — это слабость, считает он. «Мы должны идти со своей идеей, которую знаем, а не определять свою позицию абы как, лишь бы противоположно той, что имеет наш враг. Это слабая позиция, тупиковая, унизительная и проигрышная», — заключил митрополит.
Официальные российские власти выступают против сноса памятников на постсоветском пространстве. Так, осенью прошлого года президент Владимир Путин заявил, что снос памятников советским воинам в ряде стран — это глумление над историей и предательство собственных предков.
«С болью в сердце видим, как в некоторых странах сносят памятники советским воинам, отдавшим свои жизни за свободу их же народов, как глумятся над историей, цинично предают своих собственных отцов, дедов, прадедов. Для России все это немыслимо. Мы — плоть от плоти наших героев. И воссоздание мемориала защитникам Донбасса, мужество наших солдат, офицеров и ополченцев — это предупреждение всем, кто отрекся от своих предков и забыл уроки истории», — сказал глава государства Путин и подчеркнул, что в России никогда не смогут понять и принять стремление уничтожить то, что напоминает «о героизме предков, об их мужестве, страданиях и жертвах».
Ранее, в августе, МИД РФ анонсировал ответ на снос памятников в Прибалтике. По словам представителей ведомства, такие действия прибалтийских стран неприемлемы и негативно скажутся на взаимоотношениях с Москвой, которые «и без того уже находятся в полном упадке».