С таким предложением к Минпросвещения обратились эксперты мониторингового центра «Безопасность 2.0» (создан при Российском фонде мира комиссией Общественной палаты РФ по развитию общественной дипломатии, гуманитарному сотрудничеству и сохранению традиционных ценностей). Специалисты считают, что для начала нужно составить перечень внешних атрибутов и сетевого сленга субкультуры.
Также, на их взгляд, в стране должна заработать межведомственная комиссия по поиску и оперативному реагированию на опасную для детей информацию в интернете. Затронуть тему субкультур и конфликтов между ними собираются и в «Разговорах о важном».
«Мы все были свидетелями, как сообщения про «ЧВК Рёдан» в считаные дни распространились по всей стране, и даже те подростки, которые не находятся в зоне риска, заинтересовались и стали изучать информационное пространство. Этой технологией могут без труда воспользоваться различные злоумышленники или политические силы, опасается член ОП РФ. Поэтому блокировка опасного контента — превентивная и необходимая мера», — цитируют «Известия» члена Общественной палаты РФ Елену Сутормину.
При этом правозащитники и представители родительского сообщества призывают не торопиться запрещать и наказывать детей. По словам члена СПЧ Кирилла Кабанова, в стране есть гораздо более опасные явления. Например, этнические преступные группы.
«Пока мы не можем утверждать, но есть ощущение, что это некая искусственно созданная страшилка, которая не соответствует реакции на нее», — добавил он.
Кроме того, сейчас мало действенных механизмов для профилактики насилия среди детей и молодежи — служба школьных психологов и заместителей по воспитанию пока не заработала в полной мере, считает Кабанов:
«Я разговаривал с родителями. Немало случаев, когда они вместе с ребенком обращались к школьному психологу, а тот ссылался на слишком сложный случай и просто давал номер платного психолога».
Системные проблемы, по его мнению, должны отслеживать в школах замы директора по воспитанию, а затем передавать данные в единый центр. Но этот механизм пока нельзя назвать действенным.
При этом представитель Национального родительского комитета Юлия Матюнина уверена, что перекладывать ответственность за профилактику деструктивного поведения детей и подростков на школу не стоит:
«Кто будет заниматься таким мониторингом? И с помощью каких инструментов? Учителя и так перегружены. Социальному педагогу предлагается прийти в класс и провести анонимный опрос?»
Ответственность, полагает она, должна лежать на родителях школьников.