За что ругают субкультуры?
Нередко можно услышать, будто подростковые субкультуры — питательная среда для опасного поведения. Например, движение «готов» критики связывали с членовредительством и самоубийствами, а панк-культура нередко ассоциируется с употреблением наркотиков и бунтом против авторитетов. Хип-хоп культура, в свою очередь, подвергается критике за пропаганду насилия и женоненавистничества (мизогинии).
Однако есть и другие утверждения, согласно которым субкультуры для молодых людей — это просто способ самовыражения и исследования своей идентичности. Они могут быть реакцией на общественные нормы и давление, а могут давать чувство принадлежности, общности тем, кто чувствует себя одиноким, брошенным и непонятым. В этом смысле субкультуры можно рассматривать как форму сопротивления обществу деспотичному и ограничивающему.
Так, субкультура панков возникла в 1970-х годах как реакция на политические и экономические потрясения того времени, а также как неприятие основной рок-музыки и моды. Панки придерживались этики «сделай сам» (DIY) и антиправительственных, анархических взглядов, что выражалось через элементы нигилизма и бунтарства в панк-музыке и панк-моде.
Аналогичным образом субкультура готов возникла как реакция на постпанк-движение и культурные и экономические сдвиги того времени. Готы часто выражают себя через темную одежду, музыку и литературу, последователей этой субкультуры ассоциировали с темами смерти, романтики и меланхолии.
При этом надо помнить, что, конечно, далеко не все члены субкультур отличаются опасным поведением. Например, если кто-то считает себя готом, это не значит, что он автоматически склонен к членовредительству или суицидальным мыслям, правда? Точно так же не все поклонники панка употребляют наркотики или подвергаются насилию.
Опасны ли молодежные субкультуры?
В конечном итоге, являются подростковые субкультуры опасными или нет, зависит от того, как и кто их воспринимает и понимает. Стереотипизация и стигматизация этих групп может быть вредной и несправедливой, хотя не стоит отрицать, что некоторые представители субкультур и в самом деле могут вести себя рискованно. Тем не менее важно не демонизировать и не отвергать эти группы как изначально опасные. Прислушиваясь к молодым людям и ведя уважительный диалог, мы можем создать общество, которое будет более сердобольным и тактичным, принимающим различные идентичности и формы самовыражения.
Главное — вести открытые и честные разговоры с молодыми людьми о рисках и преимуществах различных субкультур, а также предоставлять им ресурсы и поддержку, необходимые для того, чтобы они могли сделать здоровый выбор.
Топ-3 субкультур последних десятилетий
«Убийца рока»: гранж, 90-е
Эта музыкальная субкультура зародилась в Тихоокеанском северо-западном регионе США в конце 1980-х годов и стала широко популярной в 1990-х годах. Движение «гранж» запомнилось альтернативной рок-музыкой, фланелевыми рубашками, рваными джинсами и ботинками.
Широко распространено мнение, что «гранж убил рок». Появление гранжа в начале 1990-х годов ознаменовало конец эпохи 80-х, когда в рок-музыке большую часть десятилетия доминировали хеви-метал и глэм-рок. Эстетика гранжа, основанная на принципах «сделай сам» (DYI), и его отказ от излишеств рок-музыки 1980-х годов представляли собой отход от пафосного, арена-рокового звучания, которое было до этого.
Однако есть и другая позиция: рок-музыка на самом деле никогда не умирала, а, скорее, развивалась и диверсифицировалась в годы, последовавшие за эпохой гранжа. После гранжа появились альтернативный рок, инди-рок и поп-панк — каждый со своими уникальными стилями и звучанием. Так что можно сказать, что гранж не убивал рок, а положив конец одной эпохи рок-музыки, он попутно проложил путь для нового поколения рок-музыкантов.
California love: хип-хоп, 1990-е — н. д.
Культура хип-хопа возникла в Бронксе еще в 1970-х годах, но стала поистине глобальным поп-культурным явлением только в 1990–00-х. За легализацию жанра как мейнстримного можно благодарить (а можно и нет) Ваниллу Айса — противоречивого «белого» рэпера, чей трек «Ice Ice Baby» стал первой хип-хоп песней, достигшей 1-й строчки в чарте Billboard Hot 100.
Хип-хоп — это целый комплекс культурных явлений, включая соответствующую музыку, танцы, моду. Из самых влиятельных деятелей хип-хопа можно вспомнить…
- … Тупака Шакура — рэпера и актера, одного из величайших и наиболее влиятельных хип-хоп исполнителей всех времен. Известен своими текстами социальной направленности, в которых Тупак умело сочетал увлекательное повествование и жесткую подачу материала.
- … The Notorious B.I. G, Бигги — рэпера из Бруклина, которого также называют одним из лучших рэперов всех времен. Известен своей плавной читкой (флоу), сложной игрой слов и ярким нарративом.
- … Nas — рэпера из Куинса, известного своими поэтическими и интроспективными текстами, а также способностью зорко подмечать светлые и темные стороны в жизни города.
- … Эминема — рэпера из Детройта, прославившегося безупречной техникой флоу, противоречивыми текстами и личной борьбой. Полуавтобиографический фильм «8 миля» принес ему «Оскара».
- … Кендрика Ламара — рэпера из Комптона, которого ценят за социальные подтексты, сложную игру слов и в целом креативный подход к повествованию. Критики не раз отмечали его способность поднимать в своем творчестве сложные вопросы — расовые, вопросы идентичности и социальной справедливости.
После «эмо»: субкультура Сцены (Scene Kids), 2000-е
Субкультура сцены возникла в середине 2000-х годов и запомнилась такими деталями подростковой моды, как ярко окрашенные волосы, сильный макияж и узкие джинсы. «Дети сцены» часто слушают электронную и инди-рок музыку и известны своим ярким чувством моды.