Студент Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) Александр Жадан начал активно интересоваться нейросетями в период подготовки к написанию дипломной работы. Прежде чем выбрать для своего эксперимента конкретную нейросеть, он долго изучал опыт других людей. В конечном итоге была выбрана ChatGPT.
— Я изучал, как другие люди в своих задачах используют ChatGPT. Позже я подумал, что это проверенный вариант, на который можно будет рассчитывать в своем проекте.
По словам Жадана, разобраться с нейросетями было несложно, потому что работа в основном устроена по принципу составления запроса, как в обычном чате. Нужно лишь подумать о том, как правильно его составить.
«Например, в первом варианте можно задать запрос «из чего состоит мандарин», а во втором — более подробный: «из чего состоит мандарин, опиши мне в трех предложениях на русском языке, используя шутки и примеры из литературы». В двух вариантах мы получим разные результаты», — объясняет выпускник РГГУ.
Фото: Аня Коваленко, 66.RU |
---|
Нейросеть написала дипломную работу за 23 часа. Как говорит Александр Жадан, это был «ненапряжный и прикольный» процесс.
— Все то же самое и я могу написать, используя интернет-источники или литературу. Просто решил сократить время и получить сразу в доступном виде информацию, которую я смогу применить в своем дипломе.
Процесс создания научной работы начался с запроса у нейросети плана по теме «Анализ и совершенствование управления игровой компанией». Машина предложила вариант, который, как оказалось, не отвечал методическим требованиям вуза.
План диплома, который первоначально предложила нейросеть |
В ходе работы Жадан столкнулся с ограничением по числу символов в текстах, генерируемых нейросетью (до 5000 знаков). Проблемы были и с тем, что нейросеть еще недостаточно обучена русскому языку. Пришлось вводить запросы на английском языке при помощи «Яндекс.Переводчика».
«Конечно, вносил правки после нейросети, иначе это была бы не работа с искусственным интеллектом, а работа, которая была сделана искусственным интеллектом. В данном случае я получал ответы от нейросети и адаптировал ее под свой диплом и редактировал. Чем больше работал с ChatGPT, тем больше понимал: «Да, это подходит, а это нужно переписать самому или переделать запрос», — рассказывает Жадан.
Один из этапов работы |
Основу текста предоставляла ChatGPT, редактировал его Жадан. На составление запросов, проверку и перевод уходило примерно по четыре часа. Первый вариант диплома был готов спустя 11 часов. Позже, после общения с научным руководителем, пришлось дорабатывать текст, но в конечном итоге работа была сделана.
Замену цитат и написание новых частей текста выполнила ChatGPT. Этот процесс занял шесть часов. |
Спустя время Александр Жадан напишет: «Схема «написать диплом с ChatGPT + скомбинировать с чужой работой + добавить своего» рабочая. Машина пишет оригинальный текст, отлично проходящий антиплагиат. Чертежи и картинки искал сам. Основу текста предоставлял чат ChatGPT, все остальное я уже редактировал».
На вопрос корреспондента 66.RU о том, почему он решил предать эксперимент огласке, Александр Жадан ответил, что в первую очередь хотел показать, что такой способ работы с нейросетями есть и его можно применять в жизни.
— В моем случае это моя работа, которая написана с использованием ChatGPT. Это то же самое, как если бы люди использовали литературу или какие-нибудь видео с информацией по теме диплома. Этот процесс [использование нейросетей] очень сильно оптимизирует работу над дипломом. Главная задача — понять, как и где использовать это в жизни и в работе. А где это запрещено. Важно понимать, что люди будут дальше с этим делать.
До того как выпускник написал о своем опыте в Twitter, часть его однокурсников и друзей знали о том, что он пишет работу с помощью ChatGPT. Перед защитой они были настроены скептически. Но комиссия приняла диплом без каких-либо проблем. Жадан успешно защитился.
В будущем Александр Жадан собирается и дальше изучать нейросети, чтобы использовать их, к примеру, в своей работе.
Своим экспериментом выпускник, по его словам, хотел мотивировать Министерство образования России задуматься о том, какой механизм использования нейросетей допустим или недопустим при создании научной работы.