Авиаэксперт, журналист Игорь Зырянов опубликовал на своем YouTube-канале видеоролик, визуализирующий посадку A321 авиакомпании «Уральские авиалинии» в кукурузном поле в Подмосковье в августе 2019 года. На видео подробно описаны обстоятельства инцидента и, в частности, действия экипажа.
Ролик записан на основе выводов Межгосударственного авиационного комитета (МАК), который в начале года опубликовал окончательные результаты расследования авиаинцидента. «Авиационное происшествие с самолетом А321–211 случилось при выполнении взлета днем в визуальных метеоусловиях, в результате его столкновения после отрыва от взлетно-посадочной полосы на высоте 0,6–1,2 м со стаей чаек индивидуальной массой отдельных особей более 1,13 кг, подпадающих под сертификационную категорию «большая птица», что привело к механическим повреждениям обоих двигателей, снижению их суммарной располагаемой тяги до величины, меньшей тяги одного исправного двигателя на режиме FLEX 49 (режим, на котором выполнялся взлет), невозможности продолжения полета при фактической конфигурации самолета (неубранное положение шасси) и вынужденному приземлению вне аэродрома», — говорится в окончательном отчете.
Фактором появления птиц около аэропорта Жуковский стали свалки и водоемы в округе, подчеркивается в документе. После столкновения с чайками двигатели продолжали работать, но их общая тяга была меньше, чем требуется для взлета. Экипаж перевел двигатели в режим «взлет — уход на второй круг», тяга выросла почти до значения, позволявшего набрать высоту. Но после этого один из двигателей был переведен на малый газ и суммарная тяга обеих силовых установок вновь упала.
В отчете говорится, что пилоты имели «явные признаки дезорганизации, непоследовательности и хаотичности» из-за психологических нагрузок. При этом они не впали в ступор. «Фактически на начальном этапе продолженного взлета (до включения автопилота) экипаж не выполнил (или выполнил, но в недостаточной степени) ни одного из действий, предусмотренных процедурой продолженного взлета, а именно: шасси не убирались, показания директорной стрелки по тангажу игнорировались, центрирование бета-таргет не производилось, усилия на педалях перед включением автопилота не триммировались», — уточняют эксперты.