Совместить творчество и IT
Полтора года назад к основательнице IT-школы KIBERone Ольге Апальковой после занятий подошли несколько учениц с родителями. Они сказали, что хотят заниматься IT с большим уклоном в дизайн, медиа и творчество. Спустя некоторое время Апалькова совместно с коллегами разработала специальную программу, из которой позже и родился проект IT-Sissters — модная КиберШкола только для девочек.
Ольга Апалькова, основательница школы KIBERone:
— Начинали мы с небольшого класса девчонок, но позже желающих стало больше, и количество учеников достигло примерно 1000 человек по всему миру, включая Россию. Девочки более творчески ко всему подходят, поэтому IT-Sissters у нас выделилась в отдельное направление, к тому же был запрос со стороны родителей и учениц.
В IT-Sissters принимают девочек в возрасте от 8 до 14 лет. В KIBERone дети учатся с 6 лет. Больший возрастной ценз связан с тем, что программа обучения в IT-Sissters начинается с графики и 3D моделирования и есть определенные требования к ученицам. Необходимо, чтобы у девочек была база, например, художественной школы или понимание того, что им нравится делать и что они хотят создавать. Срок обучения здесь чуть меньше — 2 и 3 года, в отличие от KIBERone, где дети учатся 3, 5 или 7 лет.
Фото: Игорь Черепанов, 66.RU |
---|
Арине 11 лет, она посещает IT-Sissters уже год. Заниматься ее сюда позвала подруга. Чтобы попасть в школу, пришлось уговаривать родителей, которые к идее дочери отнеслись скептически.
«Мне здесь нравится, многое уже успела изучить и попробовать. Но только родители не видят в этом смысла», — рассказывает она.
Другая ученица, Маша, в IT-Sissters уже второй год. На занятия она приезжает из Березовского.
«У нас в школе информатика начинается с 7-го класса. Моя мама решила найти курсы по этому предмету. Она нашла сайт IT-Sissters и решила отправить меня туда, но я не согласилась. Тогда был коронавирус и занятия проходили дистанционно. Мне не нравится дистанционка, вживую лучше. Через несколько месяцев, когда закончился дистант, я попала сюда. Мне здесь очень нравится», — говорит девочка.
Игра как способ обучения
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Все детское образование, по мнению основательницы IT-Sissters, должно базироваться на игре и интересе ребенка.
«Зачем вообще нужна игра в обучении? Для логики. Поэтому мы берем два персонажа и прописываем, если этот встречается с этим, то происходит что-то. Если он не встретится, то происходит другое. Эти не просто игры, на самом деле это очень тонко продуманные вещи, которые нужно оформить в продукт», — объясняет Ольга Апалькова.
В школе широко используется геймификация. Дети самостоятельно создают проекты по мотивам популярных игр, только со своими фичами и доработкам. У девочек популярностью пользуется Roblox — игровая онлайн-платформа и система создания игр, позволяющая любому пользователю создавать свои собственные и играть в созданные другими игры различных жанров.
Фото: Игорь Черепанов, 66.RU |
---|
Занимаются в IT-Sissters не только играми. Вообще, как говорит Ольга Апалькова, задача девочек — научиться производить готовый digital-продукт.
«Мы занимались в Photoshop, осваивали Excel, создавали сайт магазина Sissters на Тильде, моделировали 3D-фигурки в Tinkercad. На первом занятии создавали презентации. Также делали маски. Одна из работ у нас была — макет кружки для 3D-принтера», — рассказывают ученицы Маша и Амелия.
По словам их наставницы Кристины Воробьевой, самой сложной для девочек была работа с таблицами Excel в рамках модуля «Деловой пакет для профессионала».
«Когда у нас был Excel, им было очень тяжело. Но тут им просто стоит объяснять, что это нужно изучить, потерпеть два урока, это им понадобится. А если мы говорим, например, о работе в Photoshop, то они приходят и хотят поскорее начать заниматься. Часто бывает так, что на перемену не хотят идти», — рассказывает тьютор.
Фото: Игорь Черепанов, 66.RU |
---|
Девочки учатся алгоритмизации, блочному программированию, дизайну, созданию сайтов, чат-ботов, мобильных приложений, изучают языки программирования PHP и SQL. Также в программе есть модули, связанные с виртуальной реальностью и 3D-дизайном (моушен дизайн; дизайн интерьера и виртуальной одежды).
«Мы пользуемся самыми популярными графическими программами, занимаемся дизайном, медиа, учимся делать красивый контент, тренируем насмотренность. Такие знания и навыки полезны и пригождаются в мультипликации, видеомонтаже, фото, обработке фотографий», — уточняет Апалькова.
Работают в школе и с текстами. Это пригодится в любом проекте, и не обязательно он может быть связан с IT.
Фото: Игорь Черепанов, 66.RU |
---|
На вопросы, хотят ли они в будущем связать свою жизнь с IT, девочки уверенностью отвечают: «Да». |
Борьба со стереотипами
В России и мире существует стереотип, что айтишник — это всегда парень. Хотя все IT-гиганты, в том числе Google и Facebook* (принадлежит Meta, признана экстремистской организацией), выступают за гендерное равенство, стараясь уравновесить число сотрудников женского и мужского пола. По словам Ольги Апальковой, сейчас в IT очень много выдающихся женщин, и это серьезно мотивирует девочек изучать программирование.
Главная задача IT-Sissters в том, чтобы показать, что информационные технологии — это несложно и освоить их может каждый среднестатистический ребенок.
«Нашим лозунгом «В IT-Sissters могут обучаться даже девочки с гуманитарным складом ума» мы говорим, что IT-технологии могут быть подвластны всем. Наши девочки не только творчеством занимаются — внешней упаковкой продуктов, но еще и кодингом. Они создают сайты на бэкенде и отлично осваивают фронтенд — это все, что мы с вами видим, когда заходим на сайт. Они могут скорректировать код, если нужно, это вообще без проблем», — говорит Ольга Апалькова.
Фото: Игорь Черепанов, 66.RU |
---|
Преподавательница Кристина Воробьева говорит, что задача школы — «преподнести материал в таком виде, чтобы девочки не понимали, что они занимаются программированием». Из-за того, что часто транслируется стереотип «IT — для мальчиков», девочки иногда сами боятся заниматься программированием.
«Часто у девочек возникает очень жесткая негативная реакция на программирование: «это сложно», «это не для меня», «я это делать не буду, это для мальчиков». Поэтому когда мы создавали страницу про «Короля Льва», используя CSS и HTML, девочки не думали, что занимаются дизайном, версткой — то есть программированием. У нас это завуалировано, и оказалось, что все с этим легко справились. Это новый уровень, и это очень круто», — объясняет она.
Стажировка в IT-компании
Преподаватели в IT-Sissters — действующие программисты. Раньше на роль тьюторов брали только девушек, чтобы на их личном примере показать, чего можно достичь в IT-сфере. Но позже от этой идеи отказались. Главное, чтобы преподаватель был хорошим специалистом, а пол не важен. Ольга Апалькова говорит, что «не собиралась создавать институт благородных девиц», а видит это как закрытое сообщество крутых продвинутых девчонок.
Фото: Игорь Черепанов, 66.RU |
---|
Наставники в основном из местных компаний — «СКБ ЛАБ» и «СКБ Контур». Есть преподаватели-фрилансеры, занимающиеся моушен-дизайном и созданием игр.
«Я дизайнер, фрилансер, преподаю в IT-Sissters уже 1,5 года. Мне нравится здесь работать. С девчонками классно. Мне легче преподавать им, наверное, потому, что я дизайнер и дизайна тут больше. Но разницы нет особо, все зависит от детей. Сейчас у меня занятия с группой, которая активная, веселая, до этого у меня был класс, где сидели четыре девочки и даже не улыбались, потому что там мы проходим алгоритмы и тема серьезная», — рассказывает Кристина Воробьева.
Фото: Игорь Черепанов, 66.RU |
---|
Ученики школ IT-Sissters и KIBERone могут пройти практику как в российских, так и в зарубежных компаниях. Например, стажировку предлагает Microsoft, так как школы аккредитованы этой компанией как учебные заведения. Можно поработать и на местные компании, причем как удаленно — выполняя задания, которые присылает куратор, так и очно — на летней практике. Школа сотрудничает с несколькими компаниями, одна из них, «Урал-Софт», занимается созданием сайтов. Здесь ребята осваивают дизайн и оттачивают навыки программирования.
Уникальный формат
Фото: Игорь Черепанов, 66.RU |
---|
Аналогов IT-школ для девочек возрастом до 14 лет в мире нет. По словам основательницы IT-Sissters, их программа обучения — уникальный формат.
«Был один проект когда-то давно в Америке, но сейчас он практически не развивается. Есть понимание, что мы сейчас формируем рынок. Нам не очень просто, потому что каждый раз нам задают главный вопрос: чем отличается KiberOne от IT-Sissters. KiberOne — это глобальный проект с техническим уклоном, в котором больше программирования, искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности, но также много модулей, связанных с медиа и дизайном. А вот IT-Sissters — больше про то, что связано с упаковкой IT-продуктов, и это про цифровое искусство с элементами маркетинга, а это очень полезный навык, потому что таких специалистов на рынке единицы», — говорит Апалькова.
За полтора года филиалы школы появились в 50 городах России. Представительства есть и за рубежом, в частности в Казахстане и Молдове.