Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Стендап отброшен на много лет назад»: российские комики учатся шутить заново

9 августа 2022, 18:00
После начала специальной военной операции на Украине и последующего ужесточения законодательства стендап-индустрия в России изменилась. Часть известных комиков покинули страну, те, кто остался, пытаются адаптироваться к работе в новых условиях. Корреспондент 66.RU поговорил с основателем первого екатеринбургского стендап-клуба Гором Гарьянцем и создателем паблика «Субъективный стендап» Ашотом Данеляном о том, каким они видят свое будущее и будущее коллег.

После 24 февраля часть известных комиков покинула страну. Среди них, например, Денис Чужой, Александр Долгополов, Гарик Оганисян и другие.

Оставшимся в стране юмористам стало сложнее выступать из-за изменившегося законодательства (в уголовном и административном кодексах появились статьи о дискредитации армии и распространении фейков о ней).

Так, полицейские начали проверку постов в соцсетях комика Данилы Поперечного. Его подозревают в дискредитации Вооруженных сил РФ. Как пишет телеграм-канал Baza, основанием для этого стало заявление некоего Максима Васильева.

Стендап в России закончился?

Основатель первого стендап-клуба в Екатеринбурге StandUp Spot и один из создателей движения Fresh StandUp Гор Гарьянц считает, что, несмотря на сложную ситуацию, говорить о том, что индустрия стендапа оказалась в жестком кризисе, не стоит.

Гор Гарьянц, основатель стендап-клуба StandUp Spot и один из создателей движения Fresh StandUp:

— Индустрия, на мой взгляд, далеко не в самом лучшем состоянии. Наверное, можно описать это как «состояние непонимания»: то есть она как будто немного замерла и все смотрят за тем, что происходит. Это кризис творчества, который приходится преодолевать. Очень интересно, как мы все с ним справимся.

Что касается уехавших комиков, Гарьянц подчеркивает, что страну покинули далеко не все.

«Из России уехало немало комиков. Но в то же время нельзя сказать, что таких очень много и что в стране комиков не осталось. Стендап-комиков на самом деле в стране стало очень много. Просто среди тех, кто уехал, есть достаточно известные в медийном пространстве личности. Поэтому их отъезд больше заметен», — говорит он.

Видит основатель StandUp Spot, что экономически сфера стендапа пострадала меньше, чем другие направления бизнеса развлечений.

«Индустрия продолжает существовать, потому что сейчас не так много мест, куда вообще можно сходить. Другие сферы потеряли в текущей ситуации гораздо больше — например, те же кинотеатры. Кроме того, людям сложнее поехать куда-то в отпуск. В итоге получается, что стендап остается одним из доступных вариантов досуга», — считает комик.

Несколько другую точку зрения высказывает автор паблика «Субъективный Стендап» Ашот Данелян. В одном из постов «Субъективного Стендапа» он пишет, что российский стендап после 24 февраля «был отброшен на много лет назад».

Как пояснил в разговоре с 66.RU Данелян, индустрия стендапа — это совокупность продюсерского капитала, площадок, тв-проектов и так далее. Комики создавали контент, который, по его мнению, был на хорошем уровне.

Ашот Данелян, автор паблика «Субъективный Стендап»:

— [До 24 февраля в стране] уже было достаточно сильных комиков с большой фанатской базой. Было и достаточно тех, кто вот-вот заменил бы их. Стендап до сих пор был очень разнообразным начинающимся явлением, появлялись различные школы и идейные направления. Как сейчас с этим обстоят дела — я не могу знать [Ашот уже два года не в России, — прим. ред.], но в медийном поле все очень односторонне и однобоко, примерно как было лет 10 назад.

Комики не перестали выступать, но стали реже публиковать записи выступлений в Сети

По словам Гора Гарьянца, стороннему наблюдателю может показаться, что с индустрией ничего не происходит, так как комики продолжают выступать.

«Я не знаю практически никого, кто прекратил бы выступать вообще после 24 февраля. Комики ездят в туры, выступают на мероприятиях разного рода. Скорее, можно сказать, что многие перестали выпускать онлайн-контент. Это происходит, потому что за онлайн-контентом сейчас гораздо сильнее следят», — утверждает Гарьянц.

Нового стендап-контента в интернете стало действительно меньше. Доказательство тому — активность крупных youtube-каналов. Так, например, канал Stand-Up Club #1 с 24 февраля по 2 августа опубликовал 17 роликов. При этом с 24 сентября 2021 года по 24 февраля на канале вышло в 2,5 раза больше записей — 43. Сократил выпуск роликов канале Labelcom. На канале Outside Stand Up количество выпусков не изменилось, но канал вообще не публиковал новые записи. На общем фоне выделяется только канал STAND UP, где выкладывают выступления комиков ТНТ, здесь число опубликованных роликов не только не сократилось, но даже немного выросло.

Фото: Анна Коваленко, 66.RU

На каком языке теперь говорят стендап-комики

Даже на живых выступлениях комикам приходится искать новые способы говорить на те или иные темы.

«Наверняка текущая ситуация может привести к тому, что комики будут учиться создавать шутки по-новому. Сейчас все смотрят на попытки друг друга делать что-то так или иначе. Было много обсуждений, что сейчас снова появится эзопов язык. Но сложилась такая ситуация, что интерпретировать любое высказывание сейчас могут как угодно», — говорит Гор Гарьянц.

По словам основателя StandUp Spot, какие бы осторожные и иносказательные выражения ни подбирал комик, защитить его от возможного преследования они не смогут.

«Какие бы выражения человек ни выбирал, это все остается довольно опасно. Это понимают все оставшиеся в России комики. Я бы не сказал, что сейчас комики не говорят что-то или не поднимают какие-то темы. Скорее, они пока разбираются с тем, как можно это делать. Потому что для большинства комиков важно говорить о том, что происходит. Так или иначе, комедия должна быть актуальной», — считает Гарьянц.

Когда стендап-индустрия придет в себя?

Будущее российского стендапа сейчас предсказать невозможно. Ашот Данелян сравнивает текущее положение дел в индустрии с событиями 50–60-х годов в США.

«Тогда тоже очень сильно притесняли комиков и называли «предателями» всех, кто не согласен с официальной повесткой. В результате именно в 60-х произошла революция в стендапе и он стал тем, чем является сегодня. Ленни Брюс и позже Джордж Карлин — продукты именно тех событий. Я просто надеюсь, что в России все произойдет примерно так же», — говорит он.

Гор Гарьянц считает, что стендап в России по итогам текущих событий не станет лучше или хуже, он просто будет «в некотором смысле другим».

Культура отмены не затронула комиков из России

Складывается впечатление, что в стране начали «отменять» комиков. Однако Гор Гарьянц и Ашот Данелян придерживаются другого мнения.

«Не знаю ни одного комика в России, кого бы отменили. Это ведь совершенный глагол: подразумевается, что после того, как люди поругались в твиттере, за этим были какие-то последствия: разрывы контрактов, отмены концертов — по моральным причинам. Такого еще не происходило. А то, что происходило со стороны государства, — это не отмена, это цензура и репрессии. Культура отмены — это власть толпы, может, хорошая, может, плохая — это другой вопрос, но пытаться примерять это понятие на Россию некорректно, потому что тут у толпы нет никакой власти», — говорит Данелян.

По словам Гора Гарьянца, комиков в России не «отменяют», просто на некоторых из них оказывается давление. Пример — Руслан Белый. Он ранее попал в черный список тех, чьи концерты стало сложно организовать в России.

«Но Руслан до сих пор продолжает выступать на каких-то площадках, поэтому сложно назвать это отменой. Это, скорее, давление. Отмены со стороны зрителей тоже не происходит. Самый громкий случай — Нурлан Сабуров. Он громкий, но абсолютно неоднозначный. Его тоже не отменили — он едет в тур в России», — считает Гарьянц.

В Екатеринбурге стендап-движение развивается

По словам Гора Гарьянца, в Екатеринбурге стендап продолжает жить. Это видно по афишам движения Fresh StandUp, которое ежедневно проводит концерты местных комиков и привозит стендап-артистов из других городов. Открытые микрофоны продолжает проводить и QWERTY Stand Up.

Гор Гарьянц:

— В городе стендап продолжает жить, на нас продолжают ходить. У нас много молодых комиков, которые ищут себя. Сейчас они тоже в трудном положении, потому что им нужно не только себя найти, но понять, как выступать в рамках существующих ограничений и текущей ситуации в целом и при этом заинтересовать зрителей. Я надеюсь, что стендап продолжит развиваться.