Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Авиакомпании потребовали снять с них ответственность за охрану невъездных иностранцев в терминалах

30 июня 2022, 08:00
Расходы «Аэрофлота» на возврат пассажиров в страну вылета составляют несколько миллионов рублей в год, в «Уральских авиалиниях» — несколько десятков миллионов рублей. Перевозчики уверяют, что у них нет ни финансовых, ни технических возможностей обеспечить еще и охрану таких пассажиров.

В Минтранс поступило обращение от Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) с просьбой отменить утвержденное в конце марта требование об охране иностранных пассажиров, которых отказались пускать в Россию.

В письме говорится, что охрана пассажиров в аэропорту — прерогатива погранслужбы ФСБ, а на перевозчиков сейчас возлагают «неисполнимые обязательства» по содержанию невъездных людей. Глава АЭВТ Владимир Тасун отметил, что у авиакомпаний нет права ограничивать свободу передвижения граждан, а возможности привлечь к этому сотрудников охранных предприятий нет.

В Конвенции о международной гражданской авиации прописано, что расходы за содержание таких пассажиров несет компания-перевозчик, доставившая их в страну. Но, по словам источников издания «КоммерсантЪ», в РФ не было четко прописано, кто и за что должен платить.

В «Уральских авиалиниях» уточнили, что обычно по устной договоренности аэропорты платят за проживание невъездных, а авиакомпании — кормят и оплачивают обратный билет. Проблема в том, что зачастую аэропорты не хотят нести такие расходы и уже постфактум выставляют счета авиакомпаниям. Такие случаи были в Иркутске, Жуковском и Красноярске.

Экс-сотрудник одного из аэропортов Москвы рассказал «Коммерсанту», что из-за этого между аэропортами, погранслужбой и перевозчиками часто возникали споры. Новые правила должны свести на нет такие ситуации. При этом издержки перевозчиков не должны вырасти, «если только аэропорты не завысят им счета».

По словам собеседников издания, часть крупных аэропортов уже используют нововведение «как возможность заработать». Например, Центр управления наземным обслуживанием Внуково уведомил перевозчиков о введении услуги по содержанию не пропущенных в РФ пассажиров международных рейсов — две тысячи рублей в сутки без учета питания и НДС. Сюда входит круглосуточный контроль за нахождением пассажира в спецпомещении терминала А и решение вопросов по багажу.

Перевозчики утверждают, что у них нет финансовых и технических возможностей для охраны иностранцев в терминале. «Непонятно, как сейчас найти сотрудников, которые будут нести ответственность вплоть до уголовной в случае побега пассажира или его суицидальных или преступных попыток», — поясняет один из собеседников газеты.

Источник уточнил, что расходы «Аэрофлота» на возврат пассажиров в страну вылета на сегодня составляют несколько миллионов рублей в год, в «Уральских авиалиниях» — несколько десятков миллионов рублей.

И эти суммы сейчас только увеличатся, потому что из-за антироссийских санкций рейсы стали реже и сроки пребывания пассажиров в терминале выросли. Но они не превышают трех-пяти дней.