Болонский процесс — это цикл международных документов и рекомендаций, стандартизирующий экзаменационные и образовательные процедуры в 49 государствах. Такая система способствует международной мобильности студентов и преподавателей и позволяет участникам одновременно внедрять эффективные дидактические наработки. Два ключевых соглашения декларируют взаимное признание сторонами квалификаций и периодов обучения за границей, а также разделение высшего образования на три ступени: бакалавриат, магистратуру и докторантуру.
«Болонская система в первую очередь про свободную академическую мобильность: про единую систему перезачета кредитов, периодов обучения, единые подходы к качеству образования и единое приложение к диплому», — подчеркивала первый проректор и руководитель программы развития Университета ИТМО Дарья Козлова в беседе с «Ведомостями».
Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году. С момента вступления внутри страны продолжаются дискуссии о целесообразности такого шага. Сторонники системы подчеркивают необходимость научной мобильности и международных контактов. Скептики же традиционно утверждают, что Болонский процесс способствует «утечке мозгов». На фоне обострения отношений РФ и Запада аргументация последних в глазах руководства страны начала казаться заметно более веской.
«Болонская система — не что иное, как пылесос, который очень активно позволял выкачивать умных людей из Российской Федерации и отправлять их в основном в сторону тех, кого мы сегодня совершенно обоснованно называем недружественными государствами», — заявил Lenta.ru сенатор Андрей Климов.
При этом отказ России от Болонской системы пока не предполагает радикальных перемен на отечественном рынке образования. Так, деление высшего образования на бакалавриат, магистратуру и специалитет сохранится, сообщил «Коммерсанту» министр образования и науки Валерий Фальков.
«При этом нужно поправить очевидные огрехи. Например, когда человек без профильного образования поступает в совершенно другую магистратуру. Здесь надо навести больше порядка. Я не говорю, что нужно прямые траектории устанавливать, что на юриспруденцию сможет поступить только юрист. Наверное, экономисты могут и в маркетинг пойти, но довольно странно, если у нас выпускник журфака пойдет на энергомашиностроение», — сказал Фальков.
Фальков не исключил, что вскоре министерство разработает перечень, где закрепит смежные направления бакалавриата и магистратуры. Вероятно, в нем окажутся и такие направления, поступить с которых можно будет в любую магистратуру. Мера должна повысить качество образования и искоренить ситуации, при которых в магистратуру приходят «только за дипломом». Новшество будет внедрено не ранее, чем через два года.
Акцентированно развивать начнут специалитет. Так, если новшества будут внедрены, получить «сложную» специальность можно будет только в рамках этой (зачастую многолетней) образовательной модели.
«Подготовка врачей, инженеров. Плюс новые сложные направления — допустим, медицинская микробиология, фундаментальная и синтетическая биология, специальные химические технологии. Они требуют другого срока обучения, это изначально больше специалитет, чем бакалавриат», — пояснил Фальков.
Пока не ясно, как развитие специалитета может сообразовываться с системой «2 + 2 + 2», над внедрением которой в Минобрнауки работают с середины «десятых». Такая модель предполагает, что в первые два года студенты получат общие фундаментальные знания, на третьем курсе выберут специализацию, а позднее — если решат поступать в магистратуру — будут самостоятельно определять, идти ли по практическому или научно-исследовательскому пути.
«Для нашей новой системы образования может подойти система «2 + 2 + 2», которую поддержал президент РФ Владимир Путин. Для этого надо создавать сетевое взаимодействие вузов, формируя общую лабораторную, библиотечную базы и современную базу данных, развивать внутрироссийский обмен студентов, преподавателей», — рассказывала директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина (цитата — «Ведомости»).
Среди прочего модель «2 + 2 + 2» должна восполнить недостаток международных связей внутренними коммуникациями. Тем не менее уже сейчас Минобрнауки оговаривает, что разработка новой национальной системы образования не должна предполагать ее изоляции. По словам Валерия Фалькова, образовательные системы многих стран — США, Китая, Индии и др. — успешно функционируют вне болонской системы. Российская же наука в последние годы была излишне «западноцентричной».
Кажется, что не допустить изоляции российской науки сейчас станет не в пример труднее, нежели это было при Болонском процессе. Даже в благоприятные для международных контактов годы Россия не извлекала всех преимуществ одобренной ею образовательной системы.
«Интеграция науки и образования в мировое образовательное пространство была недостаточной. У нас не было такого оснащения, как в иностранных вузах, нет должного финансирования научных разработок на уровне вузов. Мы не успевали готовить соответствующие кадры, преподавателей, оснащать университеты в регионах. Мы мало приглашали к себе международные инспекции по проверке качества обучения — это делали только отдельные университеты», — говорила Ирина Абанкина.
Интересно, что противостояние «западноцентризму», и вместе с ним ограничение доступа россиян к международным научным базам (Scopus, Web of Science), подводит отечественную науку к отказу от акцента на наукометрических показателях (оценка труда ученых и педагогов по количеству публикаций в журналах).
«Правительство согласилось с нашим предложением наложить мораторий на использование наукометрических показателей в отчетности. Здесь важно отметить, что дело не только в отсутствии доступа к тем или иным иностранным базам данных. Просто мы понимаем, что в предыдущие годы наукометрии уделялось чрезмерное внимание. И она совершенно справедливо вызывала неоднозначное отношение в профессиональном сообществе и в целом в обществе», — объяснил Фальков.
Полностью отказываться от научных публикаций в Минобрнауки не предлагают. Однако реформы предполагают, что работу ученых начнут оценивать в более прикладном значении («не статья — а результат»). Какие критерии при этом можно ввести для оценки фундаментальных (непрактических) научных отраслей, Фальков ответить затруднился.
- Россия объявила о намерении выйти из Болонского образовательного процесса в конце мая. Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков назвал Болонскую систему образования «прожитым этапом». При этом разработка уникальной системы отечественного высшего образования может растянуться на многие годы, признает министр.
- Менять конкурсные принципы при поступлении на первую вузовскую ступень власти пока не планируют. Против отмены ЕГЭ последовательно выступает Рособрнадзор.