Компания «АльфаСтрахование» подала в Арбитражный суд Московской области иск к АО «Рампорт АК» (управляющая компания аэропорта Жуковский) и Летно-исследовательскому институту имени М. Громова о взыскании убытков в размере более 2,9 млрд рублей.
По информации, опубликованной в картотеке дел суда, суд определил привлечь к процессу в качестве третьего лица авиакомпанию «Уральские авиалинии».
Следующее заседание запланировано на 12 июля.
Осенью 2019 года замдиректора «АльфаСтрахования» Илья Кабачник сообщил, что выплата за аварийную посадку А321 «Уральских авиалиний» составит рекордные для страховой компании 46,1 млн долларов — около 2,8 млрд долларов понынешнему курсу.
В апреле этого года Baza сообщила, что эксперты из Межгосударственного авиационного комитета (МАК), расследовавшие авиационное происшествие в Жуковском 2019 года, пришли к выводу, что ряд действий, которые совершил экипаж воздушного судна во время непродолжительного полета, были ошибочными. Командир воздушного судна Дамир Юсупов, в частности, «совершил ошибку с правой педалью». Он включил автопилот, еще не убрав ногу с педали, поэтому примерно через шесть секунд автопилот выключился. Не были также своевременно убраны шасси. «После доклада второго пилота о наборе высоты командир воздушного судна должен был скомандовать об уборке шасси, однако такого распоряжения не последовало, и к теме уборки шасси экипаж не возвращался почти до самого приземления. Второй пилот не указал Дамиру Юсупову на ошибку, хотя должен был», — писало издание.
В самой аварии, судя по отчету МАК, в аварийной посадке виноваты чайки-хохотуньи — 15 птиц во время взлета пересекли траекторию воздушного судна. Это подтвердила и французская компания CFM International, разработавшая двигатели для самолета. Ее эксперты сообщили, что чайки попали в отсек шасси, а также левый и правый двигатели, сломав там часть лопаток. Некоторые из них весили около килограмма.
Отчет о происшествии до сих пор не опубликован МАК. Расследование этого авиаинцидента стало тайным — в августе 2021 года МАК в нарушение международных норм не стал публиковать второе промежуточное сообщение о ходе своей работы по этому делу. Дело в том, что ведомство обязано выпускать такие релизы к каждой годовщине авиационных происшествий и катастроф, если ему не удалось подготовить окончательный отчет об их причинах в течение первых 12 месяцев после случившегося. До сих пор ведомство воздерживается и от обнародования предварительного отчета, который был готов как минимум год назад.
Такое поведение для МАК совершенно нетипично. Как ранее писал 66.RU, это может объясняться тем, что комитет мог оказаться меж двух огней. С одной стороны — тот, кто уже закончил свое личное расследование аварии, — это Владимир Путин. Президент России не стал дожидаться ни итогов расследования МАК, ни результатов расследования уголовного дела, возбужденного после аварии, а просто вручил пилотам и бортпроводникам воздушного судна звезды Героев России и ордена Мужества, по сути, признав действия экипажа единственно верными, правильными и не подлежащими дальнейшему обсуждению.
Кроме того, вся эта ситуация выглядит как противостояние МАК и российских властей. У главы комитета Татьяны Анодиной давно напряженные отношения с официальной Москвой, и решение придержать отчет об истинных причинах происшествия в Жуковском может быть связано с развивающейся сейчас атакой на нее саму. Подробнее об этой истории можно прочитать здесь: