Российские банки массово сокращают бонусные клиентские выплаты и проценты по кэшбэку. На такой шаг они пошли из-за того, что Центробанк ограничил размер комиссии, которую магазины платят банкам за прием карт.
Что произошло
На период с 18 апреля до 31 августа ЦБ установил максимальное значение эквайринговых комиссий на уровне 1% для компаний, «которые продают социально значимые товары или предоставляют такие услуги». Речь идет о продаже продуктов, потребительских товаров повседневного спроса, топлива, лекарств и медизделий. Также это касается услуг в сфере связи, ЖКХ, медицины, образования, культуры, туризма и перевозок пассажиров. До этого решения, по данным регулятора, эквайринговые комиссии составляли 1,2–2,2% в зависимости от типа карты или вида деятельности предприятия.
Если коротко, то эквайринг устроен так: банки продают или передают POS-терминалы, через которые покупатели оплачивают товар на кассах магазинов. После того как покупатель приложил карту, высвечивается комиссия, которую магазин оплатит банку. Эту сумму (до конца лета — 1% от покупки) поставщик услуг просто не получит, она осядет в банке. Полученной комиссией банк делится с платежной системой (поставщиком карт) и с держателем пластика (потребителем).
По сути, именно из этой эквайринговой комиссии банки зачисляли кэшбэк, мили или бонусы. Поскольку комиссию ограничили 1%, то и программы лояльности приходится пересматривать. Делать кэшбэк 1% или больше становится невыгодным.
Какие крупные банки снизили кэшбэк и на сколько
Сбербанк
С 1 июня снизил размер начисляемых баллов с 0,5 до 0,3% от суммы покупки в категориях «Транспорт», «Детские товары», «Парфюмерия», «Электроника», «Кино», «Досуг и развлечения», «Образование», «Здоровье», «Спорт и фитнес», «Супермаркеты», «АЗС», «Одежда и обувь» и «Товары для дома».
Кэшбэк по категориям в экосистеме банка, для товаров партнеров и при специальных акциях останется без изменений.
Альфа-Банк
С 1 июня снизил размер начисляемого кэшбэка до 0,5% по категориям: «Билеты в музеи, театры, концерты, кино»; «Заправки»; «Медицинские товары и лекарства; «Медуслуги»; «Образование»; «Одежда, обувь, спорттовары, бытовая техника, покупки в интернет-магазинах»; «Оплата сотовой связи и интернета»; «Отели и хостелы»; «Супермаркеты и продукты»; «Такси, каршеринг, общественный транспорт», «Авиа и ж/д билеты».
Временные изменения не касаются карт для путешествий.
Кэшбэк до 33% у партнеров сохранится.
«Мы держались как могли, но тоже вынуждены ввести новые правила. С июня по части категорий мы временно будем начислять 0,5% кэшбэка. Надеемся, скоро ЦБ пересмотрит свое решение, а мы вернем прежние условия», — рассказали в кредитной организации.
ВТБ
С 1 июня изменил программу лояльности и ввел единую систему вознаграждений, позволяющую получать кэшбэк за оплату покупок в трех популярных категориях. Накопленными мультибонусами можно оплачивать покупки в каталоге программы лояльности.
Клиентам массового сегмента будет начисляться 2% в виде бонусов за покупки в супермаркетах, ресторанах и кафе, в том числе в сервисах доставки продуктов и готовых блюд, и оплату картой городского и пригородного транспорта и такси.
Мультибонусами можно оплачивать покупки в каталоге программы и у партнеров.
«ВТБ проводит изменения в связи с изменением рыночной конъюнктуры и потребностей клиентов. Мы выбрали для повышенного кэшбэка самые востребованные категории, на которые приходится существенная часть оборота по картам ВТБ», — указано в сообщении банка.
Газпромбанк
С 1 мая снизил размер начисляемого кэшбэка до 0,5% по категориям: «Продукты питания»; «Потребительские товары»; «Топливо»; «Лекарства»; «Медуслуги»; «Перевозка пассажиров»; «Образование»; «Гостиницы»; «Культура».
Сохранится повышенный кэшбэк до 35% у партнеров.
«Именно из этой эквайринговой комиссии банки раньше начисляли клиентам кэшбэк и мили, а теперь источник доходов сократился. Из-за этого приходится пересматривать и программы лояльности», — говорится в сообщении телеграм-канала банка.
Тинькофф
C 26 апреля сократил для большинства дебетовых карт кэшбэк до 0,5% за все покупки по категориям из списка ЦБ. По всем остальным покупкам — 1%.
Не изменились начисления вознаграждений по покупкам в категориях повышенного кэшбэка и по акционным предложениям.
«Механика округления вознаграждений остается прежней. Например, за покупку на 510 ₽ по карте «Тинькофф Блэк» в категории, упомянутой в решении ЦБ и не входящей в категорию повышенного кэшбэка, будет начислено 2 ₽ кэшбэка», — сообщили в банке.
Росбанк
С 18 апреля снизил кэшбэк по программе лояльности «Можно все» на покупки из списка ЦБ до 0,5%.
Райффайзенбанк
С 16 мая сократил кэшбэк до 1% на все покупки в рублях.