Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Европейские компании зарабатывают, а мы остаемся без работы». Юрий Ступак — о санкциях в грузоперевозках

«Европейские компании зарабатывают, а мы остаемся без работы». Юрий Ступак — о санкциях в грузоперевозках
Фото: Анна Коваленко, 66.RU
Уральские транспортные компании недовольны ущемленным положением по сравнению с западными коллегами. После введения пятого пакета санкций ЕС автотранспортные коридоры в европейские страны для российских грузовых перевозчиков закрылись. Власти обсуждают, но пока так и не приняли ответных мер, поэтому иностранные предприятия свободно работают в России. И даже выбивают себе более высокие тарифы.

На это во время очередного заседания комитета Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей (СОСПП) по транспорту и логистике обратил внимание Юрий Ступак, президент «Лорри» — одной из ведущих компаний на рынке транспортных услуг Урала. Приводим его речь без существенных изменений.

— Мы с большим интересом ждали решения с недавнего совещания у Владимира Путина о работе транспортного комплекса. Но новости оказались для нас неутешительными: мы отходим от тех мер, которые ввел Александр Лукашенко в середине апреля (тогда в ответ на западные санкции президент Белоруссии запретил доступ перевозчиков из ЕС на свою территорию, разрешив только перецепку полуприцепов или перегрузку на белорусский транспорт в приграничных таможенных терминалах).

Меня трясет от того, что сегодня европейский перевозчик может беспрепятственно с грузом зайти в Россию, в любой регион, в том числе на Урал, разгрузить станки для российского предприятия, загрузить фуры нашим экспортом и вернуться в Германию.

А почему меня трясет? Потому что ставки на перевозку сегодня бешеные. Предприятие платит до 12 тыс. долларов иностранным перевозчикам.

И даже тогда, когда мы пользуемся белорусским перегрузом, все равно проигрываем в ставках. Нам платят только 9,5 тыс. долларов. Из этой суммы себе мы забираем 3,3 тыс., 500–700 долларов мы отдаем за перегруз на границе с Белоруссией, а еще 5,7–6 тыс. забирает польская сторона. Вот такое сегодня положение дел в отрасли.

У нас автомобильный парк не менялся с 2014 года, это восемь лет! А поляки при таких фрахтах могут позволить менять машины каждые два года.

Кто-то из моих коллег вовремя понял, что автотранспортным перевозкам пришла хана, и переключился на железную дорогу. И я не разделяю тот оптимизм, который я слышу со стороны некоторых чиновников. Мы не защищаем российского перевозчика, который возит грузы за границу. «Выживайте, как хотите», — я так интерпретирую действия, а точнее, бездействие государства.

Я участвовал в одном из совещаний, организованном региональным министром внешнеэкономических связей. На нем я попросил отредактировать наше решение, касающееся иностранных перевозчиков, чтобы обратиться к губернатору, чтобы тот обратился к председателю правительства РФ Михаилу Мишустину. Сейчас я чувствую, что это бесполезно.

Сколько это может продолжаться? Как долго европейские перевозчики смогут еще заезжать в страну, привозить импорт, увозить экспорт, а мы ничего не сможем сделать и будем оставаться без работы?