За первый квартал этого года Центробанк зафиксировал около 258 097 операций, совершенных без согласия клиентов на общую сумму более 3,2 млрд рублей. Частота преступлений выросла на 8,5%, объем похищенных средств увеличился на 14,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Об этом на пресс-конференции «Интерфакса» заявил эксперт по безопасности Уральского управления Банка России Александр Сальников.
По его словам, большую часть хищений совершают при оплате товаров и услуг в сети интернет — 71% по количеству преступлений и 30% по объему средств. Серьезная доля хищений происходит также через системы ДБО — дистанционное банковское обслуживание физлиц (мобильные банки) — 20% от всех преступлений и 52% от общего объема средств. Продолжаются хищения средств банковских клиентов и через банкоматы, терминалы, а также посредством ДБО юрлиц, но их доля значительно ниже в общем объеме.
Доля социальной инженерии в объеме хищений снизилась за год с 64% до 41%. Но Александр Сальников отмечает, что по итогам текущего года ожидается рост подобных преступлений. Сценарии обмана мошенники сегодня вынуждены усложнять из-за ведущейся работы по просвещению населения. Теперь они становятся многоходовыми, когда сначала клиенту звонят якобы из службы безопасности банка, а после от имени представителей различных ведомств — от судебных приставов, из МВД, федеральной службы безопасности, прокуратуры. Такая атака может продолжаться несколько дней. Еще одно новшество — использование мошенниками роботизированных помощников.
Появление в системе ДБО возможности оформить кредит повысило интерес мошенников к охоте за личностью, а не за номерами карт и другими персональными данными. Новая тема — «на вас хотят оформить кредит». Чтобы обезопасить себя, мошенники предлагают самостоятельно оформить кредит и перевести средства на «безопасный» счет. Если человек начинает слушать преступника, то его ведут до того момента, пока он не согласится на операцию.
«Вина за эти действия с точки зрения оператора и кредитной организации ложится на жертву. Именно поэтому сегодня такой маленький процент возврата средств. Социальная инженерия именно тем и опасна, что жертва все делает своими руками», — пояснил Александр Сальников.
Начальник отдела по борьбе с мошенничествами Управления уголовного розыска ГУ МВД России по Свердловской области Артем Лаздынь рассказал о двух схемах, которые также активно используют мошенники в регионе.
В первой жертву уверяют, что ее квартира пропала из базы Росреестра или же машина исчезла из базы ГАИ. Причиной называют попытку преступников завладеть чужим имуществом и убеждают, что его срочно необходимо продать, а средства спрятать на «безопасный» счет. Перекупы оперативно подъезжают к жертве и выкупают имущество по низкой стоимости, средства после перевода быстро выводят со счета.
«Все больше растет способ хищения средств путем игр на биржах. Либо люди сами находят опасные ссылки в интернете, либо мошенники до такой степени наглеют, что звонят и предлагают быстрый доход путем инвестиций в некие акции. По биржам самая большая сумма хищений — 12 млн рублей», — отметил Артем Лаздынь.
Продолжают мошенники использовать и старые схемы — звонки с выгодными предложениями, просьбы оказать помощь в поимке преступников, спасение родственника, попавшего в ДТП.
Норма закона о связи, вступившая в силу 1 декабря прошлого года, не помогла до конца решить проблему со звонками с подменных телефонных номеров, которые начинаются с «495» и «499». В Роскомнадзоре сейчас блокируют подменные номера, звонки с которых поступают из-за рубежа. Однако блокировка подменных номеров, используемых на территории России, этой нормой не предусмотрена.
- За 11 месяцев прошлого года в Свердловской области возбудили 6300 уголовных дел по статье «Мошенничество», что на 1600 меньше, чем в 2020 году. Но ущерб гражданам при этом растет. В 2021 году только по возбужденным уголовным делам он превысил 700 млн рублей. Для сравнения, годом ранее сумма хищений составила около 500 млн рублей. По мнению Артема Лаздыня, это связано с упрощенными условиями кредитования.
- Раскрываемость подобных уголовных дел составляет около 30%. «Дело в том, что количество человек, которые занимаются ими в специализированных подразделениях, ограничено, и мы не можем просто угнаться за всеми. Ежедневно фиксируется минимум 20 подобных преступлений. На каждое уходит достаточно много времени», — заявил Артем Лаздынь. Он подчеркнул, что в случаях, когда дело доходит до суда, потерянные средства людям возмещают в полном объеме.