Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Все эти конкурсы – профанация». Почему логотип к 300-летию Екатеринбурга не понравился почти никому

13 мая 2022, 11:52
«Все эти конкурсы – профанация». Почему логотип к 300-летию Екатеринбурга не понравился почти никому
Фото: пресс-служба администрации Екатеринбурга, Анастасия Кеда, 66.RU
На сайте администрации Екатеринбурга завершилось голосование за лучший логотип к 300-летию города. Теперь выбор горожан должно подтвердить компетентное жюри. Тем временем представители профессионального сообщества (дизайнеры, художники и иллюстраторы) критикуют не только согласованный екатеринбуржцами вариант, но и другие представленные на конкурс работы. Эксперты объяснили 66.RU, почему формат общегородского конкурса не слишком подходит для разработки территориальной и событийной айдентики.

На просьбу корреспондента 66.RU оценить представленные на конкурс работы деятели отрасли реагировали скептически. В большинстве художники не смогли уловить замысел представленных работ. Опубликованные варианты многие наши собеседники охарактеризовали как «набор картинок».

«Форма [логотипа-победителя], наверное, отсылает к индустриальности и конструктивизму. Еще одна ассоциация — Европа и Азия, голубая полоса в центре — граница между ними… Но интересно, конечно, было бы увидеть обоснование, почему все [нарисовано] именно так. Было бы классно, если бы собрался какой-то совет из дизайнеров, которые «докрутили» бы этот логотип. Нет ощущения законченности. Да и все варианты хочется немного докрутить, какие-то они недоделанные. Еще можно было бы над ними подумать», — рассуждала художник-иллюстратор Дарья Пронина.

Сейчас кажется, что зашифрованные в логотипах смыслы не поняли ни горожане (судя по отзывам в социальных сетях), ни профессионалы. Сообщества Екатеринбурга полнятся разнообразными трактовками логотипа-победителя: одновременно в нем успели заметить и Звезду Давида, и перевернутые буквы «Z».

«Вариант 2 [победитель] мне не нравится совсем, потому что не считывается идея города. Я бы даже больше сказал: этим логотипом город разделили на два — никакого единения перед юбилеем, это неправильно, как по мне. Плюс заезженная бесконечность в цифре 300 воспринимается как отсутствие идеи у автора. Скорее всего, он выбран из-за простоты восприятия глазом: элементы простые, шрифт в названии удобочитаем, да и расположить его можно на любых POS-материалах без искажения замысла», — предположил продуктовый дизайнер Александр Лесов.

По всей видимости, проблема качества представленных работ, как и проблема их последующего восприятия, связана с изначально неверно выбранным подходом к разработке городской айдентики. Опрошенные 66.RU участники рынка подчеркивают, что участвовать в конкурсах, подобных тому, что устроила администрация Екатеринбурга, профессионалы не станут.

«Не бывает хороших конкурсов на такую специфику, как территориальный брендинг. Логотипы городов, территориальный или событийный брендинг — все это часто вызывает недовольство жителей и профессионального сообщества. Поэтому администрации, чтобы не подставляться под критику, пытаются таким образом снять с себя ответственность: «Это не мы разработали, это жители присылали и выбирали». По большому счету, все эти конкурсы — профанация и попытка уйти от ответственности при разработке довольно сложного продукта, такого, как территориальный брендинг», — объяснил директор Центра территориального развития Удмуртии, сооснователь образовательного проекта «Дизайн-выходные» Вячеслав Правдзинский.

Правдзинский рассказал, что от участия в екатеринбургском конкурсе напрямую отказались несколько дизайнеров и студий, в том числе — и его собственная. Профессионалы, по его мнению, не хотят рисковать репутацией: за отведенное время и в рамках обозначенной процедуры разработать и представить качественный продукт невозможно.

«Без погружения, без исследования и размышления что-нибудь нарисовать? Это будет набор эскизов без истории, что мы, собственно говоря, и увидели. Поэтому нормальные, серьезные студии в таком, как правило, не участвуют. В этом участвуют либо фрилансеры-дизайнеры, которым хочется попытать счастья или утешить амбиции, либо какие-нибудь «самородки», которые что-то там рисовать умеют», — перечислил Правдзинский.

Наиболее остро при разработке территориальной событийной айдентики стоит вопрос временных и интеллектуальных затрат. Качественный результат потребует многосторонней и длительной работы, сопровождающейся согласованиями и обсуждениями с местными жителями и местным профессиональным сообществом.

«Событийный брендинг — это прежде всего стиль, а не логотип. Продукт, например, работает за счет логотипа, потому что ты покупаешь товар со штемпелем, и ты его выбираешь среди десятка других. В событийном брендинге айдентика работает по-другому: тут ты ничего не выбираешь. Тебе нужно определить, какие мероприятия относятся к, допустим, юбилею, а какие — нет. И тут важнее стиль, а не логотип. В том запросе [на логотип Екатеринбурга], который приходил к нам, нет запроса на стиль, но есть запрос на логотип. То есть это изначально неправильно поставленная задача. Ребята, которые в этом приняли участие, рисуют логотип, но важнее будет стиль, который из этого логотипа вырастет», — подчеркнул Правдзинский.

Если разработка айдентики к 300-летию Екатеринбурга пойдет по логике, выбранной городской администрацией, дальше над логотипом и разработкой стиля будет работать уже другая команда, которая выиграет контракт непосредственно на оформление города, предполагает Правдзинский. Результат при этом вряд ли окажется качественным, поскольку решать поставленную задачу придется буквально задом наперед, то есть работать над стилем с уже готовым, «нерасшифрованным» логотипом.

Идеи иной организации подобной работы сейчас реализуются в Ижевске, говорит Правдзинский. В частности, его команда совместно с экспертами и краеведами разработала айдентику и логотип к юбилею Удмуртии. По информации 66.RU, схожий формат работы екатеринбургские дизайнеры предлагали своей администрации, однако там в итоге предпочли действовать в парадигме «общегородского конкурса-голосования».

«В январе ребята встречались с чиновниками и предлагали поработать над этой темой так, как над ней и надо было работать (надо понимать, что там много специфики, которую понять могут только сами дизайнеры). По деньгам не сошлись? Не могу сказать, не знаю причины. Но, так или иначе, мэрия захотела конкурс. Ну, и провела – результат вы сами видите. Насколько я знаю, серьезные конторы в этом изначально не участвовали», — поделился с 66.RU собеседник в профессиональном сообществе, пожелавший остаться анонимным.

Работа в Ижевске строилась иначе. Их команда запустила опрос среди жителей: их попросили прислать изображения из личных архивов, соотносящиеся с визуальным наследием города. Так появился онлайн-музей Ижевска, где экспонируются фотографии, открытки, вывески и другие исторические изображения. Результаты этого исследования дизайнеры обсудили с экспертами, известными горожанами и краеведами (в рамках специального воркшопа, названного «Реформа») и совместно «определили атмосферу», которую им необходимо было визуализировать.

«Есть формат, который мы опробовали у себя в Ижевске и которым постоянно пользуемся. Первое, что нужно сделать, — вовлечь население и экспертное сообщество, только не в режиме «нарисуйте каждый свое, а потом бодайтесь», а провести стратегическую сессию с обсуждением и голосованием, в ходе которой определить, что с точки зрения визуального наследия нам могут дать, в вашем случае, Екатеринбург и эти прошедшие 300 лет», — рассказал Правдзинский.

«Жителей нужно вовлекать обязательно. На уровне содержания это то, с чем они все работают — то, что артикулируют, когда рассказывают о городе его гостям или собственным детям. И вот, когда на уровне жителей и экспертов зафиксировался набор символов и образов, когда в этот набор погружены потенциальные подрядчики, тогда можно проводить тендер и обязать подрядчика использовать наработанный материал», — заключил Правдзинский.

Всю работу могут проводить как НКО, так и коммерческие структуры. Тендер можно разыграть не на непосредственный дизайн, а на консалтинг в исполнении профессиональных дизайнерских организаций. Результатом работы должно стать согласованное ТЗ на разработку либо непосредственно эскизные проекты.