Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Пассажиропоток российских авиакомпаний за месяц снизился на 21%

26 апреля 2022, 08:13
Пассажиропоток российских авиакомпаний за месяц снизился на 21%
Фото: Антон Буценко, 66.RU
Такой показатель — следствие антироссийских санкций. При этом в рейтинге сменился лидер: «Аэрофлот» опустился на третье место, а компания S7 Airlines поднялась на первое. Это связано с тем, что «Аэрофлот» специализировался на международных рейсах. По мнению экспертов, S7 останется в лидерах, пока «Аэрофлот» не адаптирует маршрутную сеть к новым реалиям.

По данным Росавиации,за прошлый месяц авиакомпании перевезли 5,16 млн пассажиров. Таким образом, этот показатель снизился на 21% по сравнению с мартом 2021 года.

«Падение авиаперевозок соответствует ожиданиям рынка. Как и во время пандемии, падение в большей степени отразилось на сегменте международных перевозок, поэтому в ближайшие месяцы мы сможем увидеть перераспределение мест в списке крупнейших российских перевозчиков в пользу тех, кто имел большую долю внутренних направлений. В дальнейшем, думаю, компании будут пересматривать свои маршрутные сети, адаптировать их к новым реалиям рынка», — сказал «Известиям» директор группы корпоративных рейтингов АКРА Александр Гущин.

Лидером рейтинга стала компания S7 Airlines (перевезено 986 тысяч человек; на 7,3% меньше, чем в марте 2021 года), второе место — «Победа» (перевезено около 910 тысяч человек; на 7,3% меньше, чем в марте 2021 года). По предоставленным данным видно, что пассажиропоток «Уральских авиалиний» снизился больше, чем у других крупных перевозчиков, — на 38% (до 370 тысяч человек).

При этом в списке сменился лидер. Так, «Аэрофлот», который в первые два месяца этого года занимал первое место, в прошлом месяце опустился на третью строчку с показателем 837 тысяч перевезенных пассажиров (минус 32% в годовом выражении).

Больше всего крупнейший перевозчик потерял на международных рейсах, обслужив лишь 137,2 тысяч человек. На внутренних рейсах трафик «Аэрофлота» упал на 26,3% (до 699,5 тысяч человек).

Исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев пояснил, что такая ситуация связана с тем, что бизнес-модель «Аэрофлота» предполагала специализацию на высокомаржинальных международных перевозках между Европой и Азией. В условиях антироссийских санкций это стало невозможным.

Также, говорит он, «московский хаб теряет конкурентоспособность в сравнении с другими стыковочными узлами, так как на этом направлении НДС на перелеты сохраняется на уровне 10%, в то время как на региональных рейсах минуя Москву — 0%».

Причина того, что первое место сейчас занимает S7, по словам Пантелева, «серьезный разлет авиакомпании по российским регионам — именно этот сегмент пострадал меньше». Кроме того, у этого перевозчика есть «мощный хаб за Уралом, который помог в сложившейся ситуации».

«Стыковочный узел в Новосибирске имеет больше направлений и частот, чем, например, хаб «Аэрофлота» в Красноярске. Кроме того, доля закрытых из-за санкций направлений у S7 ниже, чем у «Аэрофлота». Поэтому до тех пор, пока не будут отменены санкции, либо до тех пор, пока «Аэрофлот» не трансформирует свою маршрутную сеть, ситуация не изменится и S7 будет в лидерах», — уверен эксперт.

Отметим, что март — первый полный месяц, в течение которого действовали санкции ЕС и США, касающиеся авиаотрасли. Так, страны ЕС запретили отечественным самолетам заходить в их воздушное пространство, ограничили поставки в РФ гражданских лайнеров и запчастей. Также Boeing и Airbus отказали перевозчикам в обслуживании лайнеров, а западные арендаторы отозвали у российских авиакомпаний предоставленные ранее в аренду воздушные судна.