По данным компании Knight Frank, 160 международных сетей заявили о приостановке своей деятельности в России. Это, в частности: fashion-ретейлеры (21%), продавцы автомобилей (13%) и товаров повседневного спроса (10%).
Если большая часть брендов, заявивших о заморозке своей работы в нашей стране, окончательно покинет российский рынок, ТЦ потеряют 30–70% выручки, прогнозирует глава департамента ретейла CBRE Марина Малахатько.
Аналитики Knight Frank ждут «роста вакантности ТЦ» во втором-третьем кварталах 2022 года: в новых объектах свободными могут оставаться 30–35% площадей. Владельцы ТЦ уже начали искать новых поставщиков. Прежде всего это контрагенты из России и «дружественные» зарубежные страны — Индия, Китай, Турция, Южная Корея.
Проблема в том, что «для новых международных брендов пока нет возможности выхода на российский рынок из-за проблем с логистикой», говорит гендиректор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс.
Она считает, что пока наиболее реалистичный вариант — масштабирование бизнеса локальных игроков. В поддержку этого высказался президент ГК Magic Group Александр Перемятов, заявивший о росте интереса к отечественным брендам. «Только за март мы получили 20 заявок на открытие универмагов в торгцентрах из-за необходимости сбалансировать вакантность», — сказал он «Коммерсанту».
Но для наращивания объемов производства, по подсчетам экспертов, например, российским дизайнерам потребуется около двух-трех лет. Еще одна загвоздка в том, что местные бренды (12storeez, Gate31, Cocos, Askent) не всегда интересны управляющим торгцентров.
Но даже если российский рынок в этом плане разовьется, отечественные бренды не смогут полностью заменить ушедшие с рынка компании. По словам гендиректора Ricci | BlackStone Евгения Кузьмина, магазины международных сетей занимали от 1 тысячи квадратных метров площадей, и мало кто из российских брендов может позволить себе сопоставимый объем.