Члены комиссии Госдумы по противодействию иностранному вмешательству, в которую входит бывший депутат Заксобрания Свердловской области Андрей Альшевских, внесли на рассмотрение коллег законопроект, наделяющий Генпрокуратуру правом требовать от Роскомнадзора отзывать лицензии у СМИ без решения суда.
Согласно поправкам, в случае запрета или ограничения на территории иностранного государства российского СМИ в качестве ответной меры на основании решения генпрокурора или его заместителей в России могут ввести запрет на распространение материалов иностранного СМИ (в том числе в интернете), их хранение, на учреждение им в России юридических лиц либо участие в них, а также прекращение аккредитации его корреспондентов. Законопроект также расширяет список видов противоправной информации: дискредитация вооруженных сил, призывы к воспрепятствованию их использования, а также к введению санкций в отношении России, ее граждан и юрлиц.
Поправки вводят новую статью о порядке ограничения доступа к информационным ресурсам, на которых неоднократно размещалась противоправная информация: в случае установления такого факта генеральный прокурор получит право обратиться в Роскомнадзор «с требованием о принятии мер по постоянному ограничению доступа к такому информационному ресурсу».
Также генпрокурор и его заместители смогут признать регистрацию СМИ недействительной и прекратить действие лицензии на вещание в случае распространения «недостоверной информации». Она может относиться к мерам, принимаемым для обеспечения безопасности населения и территорий, нести оскорбления общественной нравственности, выражать неуважение к государству и его органам, дискредитировать использование Вооруженных сил РФ, содержать призывы к участию в несанкционированных публичных мероприятиях, а равно к введению санкций против России и ее граждан.
По действующему законодательству, за ложную информацию наказывают только то СМИ, которое напечатало ее первым (за редкими исключениями). Новый же законопроект предусматривает изменения в законе о СМИ, которые позволят привлекать к ответственности те издания, которые не были первоисточником «недостоверной информации», но процитировали ее. Предлагается наказывать за цитирование в следующих случаях:
- если информация создает угрозу здоровью и жизни граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка, помех работе транспорта, банков, энергетики, промышленности и связи;
- если информация содержит недостоверные данные об использовании Вооруженных сил России, а также об исполнении российскими государственными органами своих полномочий за пределами страны;
- если информация связана с обстоятельствами, «представляющими угрозу жизни и безопасности граждан»;
- если информация выражена в неприличной форме, оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, выражает явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам России;
- если информация направлена на дискредитацию российских вооруженных сил, в том числе содержит призывы к воспрепятствованию их использования, или направлена на дискредитацию работы государственных органов за пределами России;
- если информация содержит призывы к организации или участию в несанкционированных акциях, введению санкций против России или оправдывает экстремистскую деятельность.
В случае принятия документа Генпрокуратура сможет отзывать регистрацию в том числе и российских СМИ.
«В условиях нагнетания антироссийской информационной повестки важным является установление правового режима работы с российскими СМИ и организациями вещания, при котором противоправная деятельность СМИ и вещателей… будет пресекаться решениями органов прокуратуры», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Запрет на цитирование может быть распространен на все заблокированные в РФ СМИ, а не только на те, что будут заблокированы в рамках ответных российских санкций, пояснил «Коммерсанту» адвокат юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Тельман Оганесян. Кроме того, запрет на цитирование может быть распространен и на обычных пользователей, для которых не будет исключена административная и уголовная ответственность «в зависимости от содержания распространяемой информации».
Руководитель Центра защиты прав СМИ (признан Минюстом РФ иноагентом) Галина Арапова (признана Минюстом РФ СМИ-иноагентом) считает, что законопроект подразумевает возможность стремительной остановки выпуска печатных СМИ по аналогии с блокировкой интернет-ресурсов, только путем изъятия свидетельства о регистрации.