Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

После порчи картины ученицы Малевича в Ельцин Центре в регионе изменят правила охраны музейных экспонатов

14 февраля 2022, 14:39
После случая в Ельцин Центре, где бывший охранник испортил картину ученицы Казимира Малевича, в регионе активно обсуждают ужесточение правил в музеях. В арт-галерее, где произошел инцидент, уже пришли к однозначному выводу о необходимости защитных стекол на произведения и прочих физических ограничителей между зрителями и работами. Но с таким мнением согласны не все: например, директор ЕМИИ уверен, что если человек решил испортить произведение, его ничто не остановит.

На пресс-конференции, посвященной вопросам охраны предметов искусства в музеях, министр культуры Свердловской области Светлана Учайкина заявила, что подобных ситуаций с вандализмом, как произошло в Ельцин Центре с работой Анны Лепорской, ранее в регионе не было.

«На территории Свердловской области в государственных и муниципальных музеях ранее случаев вандализма не было. Произошедшее — случай, чтобы пересмотреть все, что связано с сохранностью музейных произведений. Мы проводили ряд совещаний с директорами музеев, чтобы усилить внимание на том, что должны быть оптимальные условия для публичного предоставления и сохранности музейных предметов», — подчеркнула Светлана Учайкина

Так, например, министр культуры области рассказала, что Минкульт РФ с этого года начинает оказывать музеям финансовую поддержку на техническое оснащение. В результате конкурсной процедуры из 24 заявивших учреждений области в 2022 году такую поддержку получит Музей истории Екатеринбурга.

Однако, как считает директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств (ЕМИИ) Никита Корытин, никакие технические ограничения не помешают человеку, если он принял решение испортить произведение.

«Если человек решил навредить произведению, его ничто не остановит. Есть системы охраны, есть смотрители, но ничто это не остановит намерения человека. Музеи уделяют вопросам безопасности огромное внимание. Главная задача — это повышение общей культуры нации. Это должно происходить через музеи, филармонии и т. д. Посетитель сам должен быть воспитан в этом ключе. Тогда ему никогда не придет в голову что-то разрушить или испортить», — заявил Никита Корытин.

Директор ЕМИИ поделился, что в музее отказались от стекол на произведениях и стараются полностью уйти от других ограждений.

«Произведение было написано для того, чтобы им можно было любоваться, оно должно поражать человека. И отгонять людей не всегда имеет смысл», — говорит Никита Корытин.

Однако в свете последних событий не все музеи готовы полностью отказаться от ограждений. В частности, директор Арт-галереи Ельцин Центра Илья Шипиловских заявил, что в выставочном пространстве в ближайшее время будут закрывать произведения специальными стеклами.

«Чаще всего какие-то неприятные моменты с предметами искусства происходят в моменте монтажа и демонтажа. Такой момент, когда тот, кто призван быть одной из важнейшей степеней охраны, сам становится человеком, решившим сделать что-то из ряда вон выходящее, предусмотреть заранее невозможно. Сейчас мы будем думать, как сделать так, чтобы подобный риск в будущем тоже исключить. Мы должны в первую очередь думать о сохранении произведений искусства», — рассказал Илья Шипиловских.

Кроме того, директор Арт-галереи Ельцин Центра прокомментировал слова бывшего охранника, испортившего работу Анны Лепорской, о том, что он сделал это под влиянием подростков.

«Прикрываться детьми взрослому мужчине — это очень странное предположение. По записи, которые видел, с ним не было никого. Ну и потом, разве если причиной стали подростки, то это все отменяет?» — заявил Илья Шипиловских.

Также он отметил, что извинений от бывшего охранника в музее не получали. Однако, несмотря на инцидент, работа Арт-галереи в этом году будет идти по планам — ни один из партнеров не отказал Ельцин Центру в предоставлении работ.

  • В декабре 2021 года в Ельцин Центре произошел инцидент: вандал нарисовал шариковой ручкой глаза на двух абстрактных лицах, изображенных на картине «Три фигуры» Анны Лепорской — ученицы Казимира Малевича. Чернила «немного проникли в красочный слой», так как полотно не было покрыто защитным лаком. Картину сняли с экспозиции и вернули в Третьяковскую галерею, оценив стоимость реставрационных работ в 250 тыс. рублей.
  • Возбуждено уголовное дело по статье «Вандализм». Санкция статьи предусматривает наказание от 40-тысячного штрафа до ареста на три месяца.
  • В начале февраля исполнительный директор центра Александр Дроздов рассказал о вандале, который испортил картину ученицы художника Казимира Малевича Анны Лепорской «Три фигуры» во время выставки в Екатеринбурге. Он подтвердил, что глаза на картине стоимостью 75 млн рублей пририсовал сотрудник ЧОПа, который вышел на работу первый день и должен был следить за сохранностью экспонатов.
  • После случившегося в арт-галерее пересмотрели правила безопасности и установили защитный экран.