Мясное начало
В 20–30-х годах город заканчивался в районе нынешней улицы Циолковского. Дальше — только речка Черемшанка, лес и Елизаветинский тракт. Но приходят первые пятилетки, город растет и людей надо обеспечивать едой. Так власти принимают решение строить Мясокомбинат, который бы снабжал постоянно растущее население.
Возводить его начали в 1931 году, но только через 8 лет завод вышел на проектные мощности. За это время вокруг нового предприятия успел сформироваться поселок — Мясохладстрой, который состоял из типовых каркасных и бревенчатых домов и бараков. Некоторые из них стоят до сих пор.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Но, как и в другие промышленные районы, вместе с войной на Мясохладстрой пришла эвакуация, и на его территории переехали заводы «Каучук» из Москвы, знаменитый «Красный треугольник» из Ленинграда и «Красный резинщик» из Киева. Этот район удачно подходил для промышленного строительства: с одной стороны района шла автомобильная магистраль, с другой — железнодорожная ветка.
Эвакуированные предприятия объединили в завод резинотехнических изделий, который стал производить резиновые детали для машиностроения — приводные ремни, уплотнители и другие детали, без которых невозможно было бы собирать военную технику. Мясокомбинат тоже продолжал работу и тоже делал продукцию для фронта.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Вокруг заводов начал расти район. Причем строился он предельно просто и понятно: почти каждая улица вела напрямую к проходной того или иного предприятия.
В 1942 году достраивается еще один завод — «Вторчермет». Его начинали возводить еще перед войной, но завершили уже при помощи эвакуированного из Киева одноименного предприятия. Так и родилось название района, хотя могло быть и, например, «Красный треугольник».
Военные тайны
Во время войны на Вторчермете появились не только заводы. В глубине поселка еще в начале 1941 года обосновалась учебная военная часть, где новобранцы проходили обучение перед отправкой на фронт. После часть стала базой для создания военных городков № 32 и № 19.
Городок № 32 — это части быстрого реагирования. Именно служащих этой части можно наблюдать на ежегодных парадах 9 Мая.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Городок № 19 — одна из самых таинственных и засекреченных территорий. По факту же он является военным институтом по работе с биологическим оружием. Официальные данные до сих пор засекречены, но многие связывают этот городок с утечкой сибирской язвы, которая стала причиной смертей (о числе погибших информация тоже засекречена), в 1979 году.
«Муха», Ельцин, майонез
В конце войны, 1 марта 1945 года, власти заявили о проектировании в Свердловске комбината по производству технических тканей. Строить его начнут на Вторчермете в 1947 году, но к 1956 году стройку перепрофилируют под камвольное производство. Работы отдадут тресту «Южгорстрой», одно из отделений которого — СУ-11 — возглавлял в те годы молодой строитель Борис Ельцин.
Б. Н. Ельцин, «Исповедь на заданную тему»:
«Начальником участка меня направили на совершенно уникальный объект — камвольный комбинат. Это было огромное семиэтажное здание из смонтированных металлических конструкций, напоминавшее скелет. Стояло оно уже давно, все заржавело, но появилось постановление по развитию легкой промышленности, и решили его достроить. Жил я в общежитии на Химмаше, утром шел пешком, а это километров, наверное, десять-двенадцать до работы».
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
В другой части Вторчермета появляется Екатеринбургский жировой комбинат — ЕЖК, который, начав с выпуска маргарина и стирального порошка, с годами нашел любовь у желудков горожан благодаря майонезу.
Тогда же — после войны — к жилым домам района начали добавлять инфраструктурные объекты: школы, техникумы и Дом культуры «Вторчермет». Это необычное (для этого района) здание с классическим портиком, которое стоит задом наперед — центральным фасадом во дворы, а не на главную улицу.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Еще одним местом досуга стал парк Камвольного комбината. Еще со времен строительства Мясокомбината остался пустой участок, и в середине 1960-х годов появился план преобразовать его в парк для жителей района. Проект был масштабным. Вот что писали о нем газеты: «…предусматривается построить клуб на 800–1000 мест, кафе на 100 мест, читальный зал, торговые киоски, беседки, танцевальную площадку и многое другое» и «предусматривается построить спортивный комплекс — стадион с футбольным полем и трибунами на пять тысяч мест, с волейбольными площадками и кортами».
Но если вы были на Вторчермете, то знаете, что ни одна из идей не получила реализации. Остался только пожарный пруд «Муха», окруженный парой легенд, которые никак не противоречат друг другу. По одной — пруд появился в результате затопления шахты по добыче золота. По другой — в 1990-е годы бандиты здесь топили тела жертв.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Ближе к 1970-м в районе стали появляться по-настоящему большие культурные центры — Дворец культуры РТИ и кинотеатр «Южный» на 600 мест с широкоформатным экраном. Последний вы уже не найдете. Здание кинотеатра реконструировали и превратили в местечковый торговый центр, облицованный панелями.
Квартал № 21 и дома из крови
После того как один из главных якорей Вторчермета — Камвольный комбинат — был достроен, Бориса Ельцина перевели на другой объект — квартал № 21. Но давайте по порядку.
В те годы в стране бушевал жилищный кризис, а его решением стала разработка типовых проектов панельных жилых домов, которые производились на предприятиях, а затем, как конструктор, с помощью кранов собирались на месте.
Первым микрорайоном Свердловска, который строился с помощью новых технологий, стал микрорайон № 21 в прямоугольнике улиц Агрономической, Ферганской, Патриса Лумумбы и Братской. Сначала работами руководил архитектор Петр Пайвин, но вскоре их передали его коллеге по цеху — Гуго Шауфлеру. Об этом пишет музей истории Екатеринбурга в своем проекте «Екатеринбург – город 7 районов».
Г. В. Шауфлер, «Творчество и научные исследования на Урале. Записки архитектора»:
«Появились новые термины и соответствующие требования: функциональное зонирование; комплексность решения элементов обслуживания, быта, хозяйства, воспитания и обучения; микроклимат и экология жилых районов и др. Я изучал опыт массового строительства Франции, Швеции, Финляндии, Норвегии, Канады и других северных стран, примеряя его к суровым условиям Урала».
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
К 1959 году Шауфлер завершил разработку проекта. Согласно замыслу, дома квартала располагались под тупым углом, чтобы один башенный кран мог обслуживать несколько домов без демонтажа, что значительно удешевляло и ускоряло строительство.
Еще одной находкой архитектора при проектировании квартала стал механизм организации системы дорожек и тропинок. Шауфлер стоял на позиции, что тропинки, которые прокладывают сами люди в поисках кратчайшего пути, — и есть те, которыми они в дальнейшем будут пользоваться вместо тех, что сделают для них строители. Поэтому сначала люди «находили» тропинки, а только потом их асфальтировали.
Именно Борис Ельцин был бригадиром стройки этого квартала. «Его коммунистическим девизом было «давай-давай». Так что порой приходилось разговаривать с ним на высоких тонах», — пишет в книге «Творчество и научные исследования на Урале. Записки архитектора» Шауфлер.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Для стройки разработали циклограмму — форму планирования производства работ при постоянно повторяющихся циклах. При работе с циклограммой работы и подвоз материалов рассчитаны по часам, что позволяет добиться больших результатов при скоростном строительстве. Именно благодаря этой системе в квартале № 21 построили дом за 10 дней. Конечно, только коробку. Но все же.
Экспериментировали не только со скоростью, но и с материалами. Например, использовали легкий бетон, который готовили из воды, цемента, песка и пенообразователя. Функцию последнего выполняла гидролизованная кровь животных. Ее привозили на завод по изготовлению бетона прямо с мясокомбината. Правда, технология себя не оправдала и через несколько лет была забыта.
Новые этажи
Сегодня по застройке района до сих пор можно отследить все исторические этапы его становления. Ближе всего к заводу дома 30–50-х годов, потом хрущевки, следом — панельные 9-этажки. Сейчас Вторчермет осваивают сразу несколько застройщиков, добавляя своими высотками динамику спальному району. Один из этих застройщиков — «Ривьера Инвест Екатеринбург».