Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Обратного пути нет»: УрФУ сохранит формат онлайн-обучения даже после окончания пандемии

12 января 2022, 16:32
«Обратного пути нет»: УрФУ сохранит формат онлайн-обучения даже после окончания пандемии
Фото: Ekaterina Lazareva, Instagram УрФУ
Уже сейчас в университете порядка 15–20% программ реализуется с использованием онлайн-технологий, и предпочтение отдается смешанной форме обучения. В будущем стратегия УрФУ будет направлена на расширение образовательных возможностей студентов и построение цифрового университета.

Заместитель проректора по образовательным технологиям Уральского федерального университета (УрФУ) Виола Ларионова рассказала 66.RU, что в университете не планируют возвращаться к исключительно офлайн-форме обучения даже после окончания пандемии.

Виола Ларионова, заместитель проректора по образовательным технологиям УрФУ:

— На мой взгляд, обратного пути нет, по крайней мере, жесткое введение офлайн-обучения вызовет жесткое непонимание как со стороны студентов, так и со стороны преподавателей. Нельзя закрыть когда-то открытые возможности. Поэтому стратегия УрФУ направлена на расширение образовательных возможностей студентов и индивидуализацию их траекторий обучения. Мы продолжим строить цифровой университет и совершенствовать технологии.

С 2020 года — после начала пандемии коронавируса — в УрФУ начали активно внедрять онлайн-технологии. Главной из них стала гибридная форма обучения — когда часть обучающихся присутствует на занятиях очно, а другая часть подключается онлайн с использованием различных сервисов: zoom, google-meet, MS Teams и т. д. По словам зампроректора, это позволяет обеспечивать прямое взаимодействие преподавателей и студентов не только в аудитории, но и тех, кто не смог приехать в кампус, заболел или находится на карантине.

«Это новая «нормальность», в которой мы живем и которая имеет свои плюсы и минусы», — заключила Ларионова.

Сейчас в УрФУ доля трудоемкости дисциплин образовательной программы, реализуемых с использованием онлайн-технологий, колеблется от 15% до 20% в зависимости от уровня образования (бакалавриат/магистратура) и направления подготовки. При этом на исключительно электронное обучение — когда все занятия переносятся в онлайн-среду, в том числе с использованием собственных и сторонних курсов — отдается не больше 7%. Все онлайн-курсы, которые используют в обучении, проходят строгую проверку на соответствие требованиям рабочих программ и методическую экспертизу.

Кроме того, в университете уже несколько лет реализуют программу майноров — это часть образовательной программы (примерно 2,5% от трудоемкости программы бакалавриата), которая позволяет студентам освоить дополнительные компетенции и получить опыт академической мобильности.

В этом учебном году, по информации на сайте УрФУ, студентам предлагался выбор из 33 онлайн-майноров — по 15 от УрФУ и МГУ и еще три от ИТМО.

Виола Ларионова:

— МГУ — наш давнишний партнер, который занимает лидирующие позиции во многих мировых рейтингах и разрабатывает качественные онлайн-курсы. Это расширяет горизонты и позволяет получить новый образовательный опыт и, может быть, по окончании бакалавриата поступить в магистратуру в МГУ.

Также зампроректора по образовательным технологиям отметила, что, по результатам сравнительного опроса студентов университета в начале пандемии (март 2020 года) и через год (март 2021 года), можно увидеть, что студенты оценили преимущества онлайн-обучения, в частности, его гибкость, понятные правила, дробность контента, возможность вернуться к сложным темам и совмещать учебу с работой.

«Мы ожидаем увеличение доли студентов, выбравших онлайн-курсы в качестве майноров. Но есть и обратная сторона медали: опрос показал, что студенты стали больше ценить очное общение с преподавателем и возможность задать ему вопрос лично. В идеале, совместить форматы обучения с преподавателем в очном формате (проектная работа, мастерские, мозговые штурмы, тренинги, др.) с освоением онлайн-курсов в той части дисциплины, где это возможно (теоретические вопросы, отработка навыков, текущий тестовый контроль)», — пояснила она.