Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Они создают тысячи тестовых версий своего мира». Сергей Третьяков – о пользе детских видеоигр

9 декабря 2021, 13:51
Колонка
«Они создают тысячи тестовых версий своего мира». Сергей Третьяков – о пользе детских видеоигр
Фото: Анна Коваленко, 66.RU
Сергей Третьяков, владелец «Кондитории», размышляет о конфликте поколений на простом примере. Как и многие родители, на детский вопрос «Можно поиграть в телефон?» он машинально отвечал: «Нет». Но вдруг задумался: а почему, собственно, нет?

Подгоняя детей в школу и детский сад сегодня утром, я подумал, а почему они не торопятся? Почему мне приходится их мотивировать каждый раз?

Казалось бы, ответ лежит на поверхности. Дети не любят рано просыпаться, не любят ходить в школу и прочие «объяснения», которые взрослые рассказывают самим себе.

Решил проверить гипотезу и спросил у детей, почему их приходится все время подпинывать.
Получил такие вариации:

  • «Я бы блинчиков поел»;
  • «Мне хочется поиграть»;
  • «Жду, когда вы с мамой соберетесь».

Причем вторую причину они повторяли много раз.

Попробовал вспомнить, чем же я занимался в детстве по утрам. В памяти пусто! Белое пятно, как будто стертая информация! Может быть, мозг считает эти воспоминания не очень важными для моей жизни и удаляет?

Уверен — желание играть присутствовало и в моем утреннем расписании в таком же большом объеме.

Очевидно, что со временем формат и вид игры меняются.

Взять больную тему — телефон. Моему аналого-цифровому поколению телефон и все игры там кажутся чем-то ненастоящим или неорганичным. Но поколение детей не мыслит свой мир без онлайн-реальности.

Конфликт поколений, конечно же, налицо.

Утром старший (8 лет) подходит ко мне с вопросом: «Можно я поиграю в телефон?»
Тут же вылетает ответ «Нет!» — будто заряженный патрон из обоймы. А почему, собственно, нет? Чем это хуже, чем поиграть в машинки или порисовать? Не могу себе ответить. Придумываю для него обязанности: разбери посуду, помоги одеться младшему, позавтракай, собери портфель и потом, возможно, если будет время, то поиграешь…

«Потом», «возможно», «если будет время»… Набираю всевозможный список ограничений! В чем моя мотивация? Не смог отыскать сколько-нибудь оправданного или логичного объяснения.

Безусловно, возникает конфликт. Конфликт между цифровым и аналоговым миром.

Нам сложно принять цифровой мир наших детей. Как в свое время нашим родителям было сложно принять наш мир, который только переходил в цифру.

Как быть? Я вообще осознал ценность воспитания детей. Моя задача — показать им, что в мире есть и как это работало до их появления!

Ну и всячески поддерживать их стремление с чем-то экспериментировать.

Игровое пространство для них — единственно свободный и творческий мир, где легко создается их детская Вселенная, которая в будущем трансформируется в реальность.

Смена парадигмы с «мы строим мир для наших детей» на «дети строят свой мир, в котором им прикольно» — это самое сложное в сознании поколений.

«Поиграть» для детей — это единственный способ создать тысячи MVP этого мира и выбрать лучшую версию.

Поэтому, как 20 лет назад, так и сегодня, так и 20 лет спустя, по утрам у детей будет большое желание создавать свой мир и запускать с каждым рассветом тысячи его тестовых версий через игру. Игры будут другие. Это факт!

Там в игре им безопасно, они могут в любой момент менять условия и создавать лучшую вариацию.

Что могу еще сделать я? Почитать им Крапивина, например. Мы уже в четвертую книгу зашли с сыном! И несмотря на цифровой мир вокруг, ему очень интересно, что же там будет дальше!

Буду экспертом для них там, где у меня больше опыта. В Brawl Stars он меня делает, к слову:), потому что там его территория!

Утро! Они уже играют! Пойду приготовлю им завтрак. И, может быть, потом, если будет время, поиграю с ними. Хотя — точно будет!