Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

В Екатеринбурге появился мемориал в память о снесенном аэровокзале «Уктус»

28 ноября 2021, 16:49
Памятное место устроили в центре города у здания на Ленина, 8. К табличкам с изображением «Уктуса» люди приносили цветы.

Защитники уже демонтированного здания на Белинского, 246 сегодня устроили прощание с ним. Они принесли цветы к макету аэровокзала «Уктус», который расположен на Ленина, 8 (галерея «Главный проспект»).

Снаружи здания активисты поставили подборку изображений и таблички с надписями: «Этот снос незаконен» и «Я/МЫ аэровокзал «Уктус».

Сносить аэропорт «Уктус» начали 26 ноября около 06:00. К 9:00 от здания почти ничего не осталось.

В начале ноября УФАС по Свердловской области рассмотрело жалобу общественницы Екатерины Петровой и членов движения «Мирные жители» на аукционную документацию по сносу аэровокзала «Уктус». Защитники исторического здания нашли семь причин отменить аукцион на демонтаж здания.

Несмотря на это, 12 ноября аукцион выиграло строительно-монтажное предприятие «Горремстрой». Та же компания демонтирует два кирпичных здания поблизости от «Уктуса». Однако, как поясняла 66.RU общественница Екатерина Петрова, на подписание соответствующего договора требуется минимум 10 дней с момента проведения тендера.

Кроме того, в рамках статьи 55.30 Градостроительного кодекса РФ застройщик (ООО «Инвестторгстрой» — застройщик автовокзала «Золотой», который собираются построить на месте аэровокзала) или технический заказчик (Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по УрФО) «не позднее чем за семь рабочих дней до начала выполнения работ» должны направить в администрацию города уведомление о планируемом сносе.

Фото: читатель 66.RU

После этого специалисты администрации должны рассмотреть его в тот же срок (семь рабочих дней). Учитывая все эти условия и если договор на работы подписали бы через 10 дней после определения подрядчика (то есть 26 ноября), все необходимые документы оказались бы у мэрии 29 ноября, а профильные специалисты рассмотрели бы его за семь дней, то снос должен был начаться не раньше 8 декабря.

26 ноября корреспондент 66.RU обратился в администрацию Екатеринбурга, чтобы узнать, подал ли подрядчик уведомление о сносе. Ответ мэрии был следующий:

«Накануне в Администрацию города Екатеринбурга поступило обращение собственника о сносе здания бывшего аэропорта Уктус. Напоминаем, что нормативными актами федерального и регионального уровня в отношении зданий, не имеющих какого-либо охранного статуса и находящихся в частной собственности, эта процедура носит уведомительный характер. Полномочий запрещать снос такого объекта у муниципалитета нет».

В этот же день руководитель Следственного комитета России (СКР) Александр Бастрыкин поручил руководителю свердловского управления СКР Михаилу Богинскому доложить о ситуации со сносом аэровокзала «Уктус» в Екатеринбурге.

«Глава Следственного комитета поручил изучить обстоятельства сноса здания и при наличии оснований проверить действия должностных лиц, принявших такое решение. Ход исполнения поручения поставлен на контроль в центральном аппарате ведомства», — говорится в сообщении на сайте ведомства.

  • Аэропорт «Уктус» построили в Свердловске в 1937 году. Он принимал и отправлял самолеты в населенные пункты региона и в другие города — Магнитогорск, Челябинск, Москву, Омск и Иркутск. В середине 50-х дальние рейсы перенесли в Кольцово, а в 1986 году гражданский аэропорт выселили с Уктуса под Арамиль.
  • Здание относят к постконструктивизму — короткому временному промежутку с 1932 по 1936 год, который выделил советский историк Селим Хан-Магомедов. Старший научный сотрудник Музея Москвы Александра Селиванова отмечает, что ценность «Уктуса» — в его отличной сохранности, благодаря которой здание можно использовать для любой цели — от открытия музея или детского центра до стилизованного ресторана.
  • В 2019 году общественники обратились в Управление госохраны ОКН с просьбой признать аэровокзал объектом культурного наследия. Управление отказало им на основании экспертизы. В этом году они предприняли вторую попытку. Специалисты, которые проводили оценку здания, не нашли ничего примечательного в постконструктивистской постройке — «общий объем здания утилитарен», «интересных декоров фасада или интерьеров здание не содержит».
  • Первый камень в основание нового ТЦ — несколько «золотых» слитков — заложили год назад, в январе 2020-го. Тогда же представили проект ТЦ. Внешним видом ТПУ занимался Владимир Громада, а изначальную концепцию разработало британское бюро Dyer.