Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Госдума разработает закон против буллинга. Четыре метода борьбы со школьными конфликтами

22 ноября 2021, 08:05
Госдума разработает закон против буллинга. Четыре метода борьбы со школьными конфликтами
Фото: архив 66.ru
Пока никаких законопроектов, которые бы регулировали вопросы безопасности детей и педагогов, в России нет. Эксперты назвали несколько вариантов для противодействия росту агрессии в учебных заведениях.

При экспертном совете комитета Госдумы по просвящению создадут рабочую группу, которая займется правовыми вопросами безопасности детей и педагогов в учебных заведениях и, в частности, буллингом. Об этом «Коммерсанту» заявила первый заместитель председателя комитета Яна Лантратова.

По словам депутата, никаких законопроектов по теме буллинга в России еще не было. Однако пока ясных законодательных решений Лантратова не видит: «Их в данном вопросе и не может быть — буллинг не запретишь. Поэтому мы надеемся на помощь экспертов — криминологов, суицидологов, представителей Совета при президенте по правам человека, Общественной палаты РФ, профильных НКО и других, которые войдут в рабочую группу».

Опрошенные изданием эксперты предложили нормы для противодействия росту агрессии в школах. Так, по словам партнера коллегии адвокатов Pen & Paper Екатерины Тягай, действующее законодательство уже позволяет привлечь обидчика к ответственности за буллинг. Например, по ст. 5.61 КоАП РФ («Оскорбление»), ст. 20.1 КоАП («Мелкое хулиганство») и ст. 7.17 КоАП («Уничтожение или повреждение чужого имущества»), а в отдельных случаях работает ст. 213 УК РФ («Хулиганство»).

«Но на практике буллинг носит скрытый характер, а жертва не обращается за помощью. Кроме того, педагоги и иные уполномоченные лица иногда недостаточно серьезно относятся к оскорблениям ребенка со стороны сверстников. В связи с этим мы видим, что необходимо закрепление в законе понятия травли/буллинга, ответственность за них, а также соответствующие меры профилактики и противодействия», — считает эксперт.

Директор частной школы «Летово» Михаил Мокринский считает, что должна быть создана единая классификация и квалификация круга действий, связанных с психическим и физическим давлением как в отношении детей, так и в отношении учителей. Мокринский также предлагает использовать такой механизм, как перевод в другую школу по согласованию с органом управления образованием, но без согласия родителей. Это позволит ограничить контакты сторон конфликта.

Председатель общественного совета при Минпросвещения Виталий Сурвилло отмечает, что снизить градус агрессии в школе поможет укрепление статуса учителя. Он предлагает придать учителю статус госслужащего и тогда его оскорбление будет равносильно оскорблению, например, полицейского. Статья 319 УК РФ («Оскорбление представителя власти») предусматривает наказание от штрафа в 40 тыс. руб. до исправительных работ на год.

Профессиональный медиатор и разработчик концепции школьных служб примирения Антон Коновалов уверен, что в борьбе с буллингом поможет закрепление в законе «Об образовании» службы примирения. «Тут надо, чтобы обидчик услышал, что чувствовала жертва, понял, извинился и начал что-то делать для исправления ситуации. Надо не просто вписать эту службу в закон, а подумать, как сделать, чтобы она работала правильно», — пояснил он.

  • За 8 месяцев 2021 года в Свердловский областной центр психологической поддержки детей и подростков обратились 2860 человек, это больше, чем за весь 2020 год. По словам руководителя центра Кирилла Бахарева, психологи отмечают рост числа обращений за помощью со стороны детей, обеспокоенных чередой массовых убийств, случившихся в последние годы в российских учебных заведениях. При этом больше подростки беспокоятся не о том, что кто-то откроет стрельбу в их школе, а о том, что они сами могут устроить нечто подобное.
  • IT-компания «Недремлющее око» разработала систему для борьбы с буллингом и скулшутингом. В октябре стало известно, что ее опробуют в двух школах города. Система будет реагировать на такие слова, как «ударю, взорву, застрелю, бомба».