1. Непрестижная профессия
Работать в школе выпускникам педагогического вуза не советуют ни близкие родственники, ни коллеги. В глазах учеников и их родителей образовательное учреждение превратилось в объект сферы услуг. Возможно, поэтому президенту России недавно пожаловались на персонажа скетчкома «Наша Russia» Снежану Денисовну, вымогающую деньги у родителей и учеников. Преподаватель из Ярославля объяснила Владимиру Путину, что ей и ее коллегам хотелось бы повысить престиж профессии через позитивный образ преподавателя в СМИ и художественной литературе. Кстати, Путин с ней согласился.
Те, кому помимо уважения не хватает денег, уходят в репетиторы, но если все займутся репетиторством, кто станет учить детей в школах? Там и сейчас много незакрытых вакансий.
2. Советы «искать педагогический подход»
Педагог в школе отвечает за весь класс и каждого ребенка в отдельности. Приходилось ли вам управлять коллективом, состоящим хотя бы из 25–35 взрослых людей? А с детьми, которые не признают требований педагога, работать еще сложнее. По закону учитель не вправе выставить ребенка за дверь, даже если это поможет делу. Иначе он нарушит право школьника на образование. Вопрос: как быть с детьми, нарушающими своим поведением права других? Чтобы наладить коммуникацию со сложным учеником, школа готова предложить индивидуальные занятия. Но возникают проблемы: нагрузка увеличивается, вступать в диалог школьник не хочет, а родители не верят, что он мешает учиться другим. Говорят: дома он совсем другой. И требуют: ищите педагогический подход! Сразу хочется спросить: а чем, по-вашему, учителя занимаются на работе?
В особенно трудных случаях ребенка советуют переводить на индивидуальное обучение, прежде всего, в интересах его самого. Но не все мамы и папы готовы искать компромисс и те самые правильные подходы к обучению. Если родители отказываются от такого перевода, школа уже ничего сделать не может. Педагогический подход — не волшебная палочка. Без участия семьи он не работает.
3. Рост учебной нагрузки
Нагрузка в школах действительно очень высокая. Бывает, за ребенка учится вся семья, а иногда взрослые и вовсе просят освободить детей от некоторых заданий. Видимо, свободных родственников больше не осталось.
При этом образовательную программу каждый год меняют. Появляются новые предметы — религиозное воспитание, основы политики, предпринимательская грамотность, scratch-программирование. Но традиционные дисциплины никуда не исчезают, и получается, что одно из главных ограничений в среднем образовании — бюджет времени самого школьника.
Педагогам тоже нелегко — однообразной работы становится все больше, и они быстро перегорают. Преодолеть застой помогают хобби и саморазвитие, требующие свободного времени, которого зачастую просто нет.
4. Уравниловка
Система оценивания знаний и успехов ребенка требует доработки, считают респонденты. Сейчас отметка сравнивает ребенка с общей нормой, а не с его собственным уровнем развития. Это убивает мотивацию школьника и никак не отражает усилий учителя.
Многие педагоги пытаются оценивать достижения детей в динамике, но им не всегда хватает сил и времени. Тестовые проверочные работы тоже не всегда обеспечивают индивидуальный подход — двойка за 20 ошибок в первой четверти и двойка за четыре ошибки в последней четверти у одного ученика — все та же двойка в журнале, хотя работа ребенка и педагога очевидна. Если бы этот прогресс можно было отслеживать, картина, наверное, стала бы иной.
И желание школьника заниматься, наверное, тоже.
О работе учителя тоже судят по оценкам его учеников и баллам ЕГЭ, и это не совсем правильно. Когда в Москве начали объединять школы, получилось, что по уровню подготовки классы отличаются. Одни успешно справлялись с текущими и контрольными заданиями, у других возникали трудности. Беда в том, что учителем, работающим со слабым классом, руководство школы будет недовольно, даже если он совершил подвиг, существенно улучшив подготовку детей. Потому что в «сильном» классе оценки все равно выше.
5. Тесты для галочки
Единый государственный экзамен существует отдельно от школьной программы. По сути, весь 11-й класс — генеральная репетиция ЕГЭ. Учителям приходится бесконечно тестировать детей не потому, что им нравится анализировать процесс или мучить несчастных. Для педагога это показатель отчетности, требующий больших трудозатрат. Это не значит, впрочем, что учитель одобряет формат выпускного экзамена. Чаще как раз наоборот, ведь вопросы к ЕГЭ накопились не только у родителей школьников. Признайтесь, помните ли вы цвет занавесок в комнате Наташи Ростовой?
6. Родительские чаты
Чаты возникли еще до пандемии, но в период дистанционного обучения стали едва ли не главным способом коммуникации. К сожалению, обсуждают в них не только учебу, домашние задания и организационные вопросы. Родительские чаты сегодня — поздравления с праздниками, рассылки свежих новостей о коронавирусе, фейков о катаклизмах и бесконечные разборки между собой. Учителю, уставшему за рабочий день в школе, не хватает ресурсов, чтобы обучать взрослых людей корректному общению.
Спасает только возможность настроить чат, чтобы важную информацию сообщал только педагог, а родители задавали вопросы в личных сообщениях. Чем дальше, тем больше хочется вернуться к родительским собраниям раз в четверть, говорят в школах.
7. Дистанционное обучение
На практике дистанционное обучение оказалось для учителей не таким большим злом, как думали первое время. Но прокачать терпение педагогам пришлось. Многие из них жаловались на перебои в работе видеоплатформ из-за перегрузки, особенно когда школы только начали переходить на дистант. Это касалось и видеосвязи, и недостатков самих образовательных сервисов. Дети, которые не хотели учиться, поняли, что могут ссылаться на технические проблемы. В целом переход на дистанционное обучение показал, что учителя готовы к испытаниям, но хотят, чтобы их усилия ценили, причем не только в финансовом отношении.
Облегчить труд учителя — хотя бы отчасти — призваны сервисы автоматизации, которые сейчас внедряют общеобразовательные школы. В теории все складывается — такие помощники могут сократить время на проверку домашних заданий, упростить коммуникации с родителями, помочь индивидуально подойти к обучению ребенка. Снижение нагрузки должно мотивировать педагога к работе, а новый подход к обучению школьников — привлекать в школу новых специалистов. Что из этого получится, мы увидим, наверное, уже в следующем году.