Межгосударственный авиационный комитет (МАК) обсуждает с Росавиацией готовый отчет о расследовании аварийной посадки самолета «Уральских авиалиний» около Жуковского.
«Нашли значительное количество птичек (в двигателях самолета, — прим. ред.), это все сфотографировано», — цитирует РБК совладельца и гендиректора «Уральских авиалиний» Сергея Скуратова.
Также он уточнил, что авиалайнер A321, который в 2019 году экстренно сел на кукурузное поле, пока находится на спецплощадке в аэропорту Жуковского. Утилизируют его только после того, как документ о расследовании ЧП будет подписан и СК даст соответствующее разрешение на это.
Расследование этого авиаинцидента стало тайным — в августе 2021 года МАК в нарушение международных норм не стал публиковать второе промежуточное сообщение о ходе своей работы по этому делу. Дело в том, что ведомство обязано выпускать такие релизы к каждой годовщине авиационных происшествий и катастроф, если ему не удалось подготовить окончательный отчет об их причинах в течение первых 12 месяцев после случившегося. До сих пор ведомство воздерживается и от обнародования предварительного отчета, который был готов как минимум год назад.
Такое поведение для МАК совершенно нетипично. Как ранее писал 66.RU, это может объясняться тем, что комитет мог оказаться меж двух огней. С одной стороны — тот, кто уже закончил свое личное расследование аварии — это Владимир Путин. Президент России не стал дожидаться ни итогов расследования МАК, ни результатов расследования уголовного дела, возбужденного после аварии, а просто вручил пилотам и бортпроводникам воздушного судна звезды Героев России и ордена Мужества, по сути признав действия экипажа единственно верными, правильными и не подлежащими дальнейшему обсуждению.
Другая сторона в этой истории — представители Airbus (разработчик самолета) и CFM (разработчик двигателей). Есть вероятность того, что представители Airbus и CFM не готовы принять ту версию случившегося, что транслировалась сразу после происшествия в Жуковском — столкновение взлетающего самолета со стаей птиц привело к отказу сразу двух двигателей, что вынудило экипаж совершить аварийную посадку. Производители вполне могут придерживаться другой версии — а именно указывать на неправильные действия экипажа, которые и привели к посадке самолета на кукурузное поле.
Подогнать результаты расследования МАК в пользу какой-либо версии (если есть такая потребность) чрезвычайно сложно — помимо специалистов комитета, представителей Airbus (разработчик самолета) и CFM (разработчик двигателей) в процессе задействованы эксперты со стороны AAIB (Отдел по расследованию авиационных происшествий при Минтрансе Великобритании) и BEA (Бюро по расследованию и анализу безопасности гражданской авиации при Минтрансе Франции).
Кроме того, вся эта ситуация выглядит как противостояние МАК и российских властей. У главы комитета Татьяны Анодиной давно напряженные отношения с официальной Москвой, и решение придержать отчет об истинных причинах происшествия в Жуковском может быть связано с развивающейся сейчас атакой на нее саму. Подробнее об этой истории можно прочитать здесь: