В каком-то смысле ЖБИ рождался дважды, в пятидесятые и восьмидесятые годы прошлого столетия. В 50-х там развернулась стройка завода железобетонных изделий имени Ленинского комсомола — ЖБИ. История завода началась в 1953 году, когда Совет министров СССР подписал постановление о развитии жилищного строительства. Документ предполагал появление в Свердловске, Челябинске и Харькове трех однотипных заводов по производству железобетонных изделий. Стройка была объявлена ударной комсомольской. То есть промышленный объект создавался силами тысяч советских людей. Для рабочих у завода возводили деревянные «времянки», которые с годами выросли в целый поселок. Позже бараки стали вытеснять хрущевки, которые строили уже из плит предприятия.
В 1958 году завод ввели в эксплуатацию, но массовый выпуск продукции начался только в 80-е годы. Тогда на предприятии запустили широкое производство железобетонных плит, которые пошли на постройку жилых высоток между Сиреневым бульваром и улицей Панельной. Всего за пару лет для работников завода соорудили полтора десятка 9-этажных и 12-этажных домов. Но событие, определившее облик района на десятилетия вперед, произошло 5 мая 1978 года. В тот день землю на востоке Свердловска решили отдать под возведение молодежного жилищного комплекса (МЖК) «Комсомольский».
Под строительство МЖК рассматривали несколько площадок. Выбор пал на территорию возле завода ЖБИ по нескольким причинам. Во-первых, близость предприятия по производству плит существенно сокращала транспортные расходы при строительстве. Во-вторых, здесь планировалось продолжение одной из центральных улиц города — Малышева. Свою роль сыграла близость озера Шарташ и Каменных палаток неподалеку от него.
В итоге 29 октября 1980 года на торжественном митинге, посвященном дню рождения комсомола, в фундамент МЖК заложили первый камень. Через год, 31 декабря 1981 года, — сдали первый дом, в 1982-м — второй и третий. К середине восьмидесятых в «Комсомольском» проживало уже более пяти тысяч человек.
Организация возведения и распределения жилья была регламентирована и отлажена. Каждый строящий имел при себе «дневник», в котором фиксировались все «полезные дела», которые он делал во время строительства. За них начислялись баллы, которые, в свою очередь, влияли на последовательность выбора квартиры в комплексе. Впрочем, жилье все равно оставалось государственным — за участие в строительстве давали только ордер на вселение. И еще 15% от строившегося жилого фонда уходило в распоряжение государства.
Вскоре после начала работ МЖК в Свердловске стал самым известным проектом в СССР. Не обошлось тут без поддержки властей: Борис Николаевич Ельцин, который в то время занимал должность первого секретаря Свердловского обкома КПСС, не только способствовал притоку необходимых ресурсов для стройки, но и широко внедрял проекты МЖК по всей стране, отмечая, что это перспективный метод решения проблем с жильем. Впоследствии информационная поддержка Бориса Николаевича сделала Свердловский МЖК образцом для подражания: в город съезжались делегации строителей и инженеров со всей страны, проект нашего МЖК обсуждали на конференциях и съездах.
За 10 лет с начала строительства МЖК на востоке города вырос новый микрорайон. Кажется, что дома на ЖБИ ничем не отличаются от панелек в других районах. Но это не так. Длинные высотки образуют просторные дворы-колодцы, в которых стоят корты, детские сады или площадки. Также для МЖК построили школу, больницу, спортивный комплекс и Дом культуры (сейчас — ЦК «Молодежный»), в котором свои первые концерты давали «Чайф» и «Наутилус Помпилиус». Даже первый универмаг города появился именно здесь.
В 1986 году правительство области решило построить образцово-экспериментальный магазин на ЖБИ. Начальник Управления торговли предложил Игорю Ковпаку продумать концепцию и участвовать в строительстве. Так появился «Кировский», на открытие которого приезжал Горбачев. Магазин стал очень популярным благодаря своим фирменным булочкам, за которыми съезжались люди со всего города. Сейчас булки можно найти и в других магазинах города, но говорят, что на ЖБИ они все равно вкуснее.
Еще одним ноу-хау МЖК был первый в городе подземный гараж на 50 мест (находится между домами по улице Высоцкого, 16 и Высоцкого, 18а). Сейчас эта цифра кажется смешной, но в 80-е нынешнего бума личного автотранспорта еще не предвиделось — ставка делалась на общественный транспорт. В этой же концепции на ЖБИ планировалось даже строительство линии метрополитена. Но планы так и остались планами.
По сути, МЖК «Комсомольский» стал прототипом всех ЖК, которые сейчас строят в Екатеринбурге. Скоро один из них появится на территории самого завода ЖБИ, который до сих пор остается одним из крупнейших в стране заводов, производящих продукцию для сборного домостроения.