Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Несколько раз меня хотели избить». Пять историй о том, как люди впервые устраивались на работу

15 октября 2021, 10:00
«Несколько раз меня хотели избить». Пять историй о том, как люди впервые устраивались на работу
Фото: 66.RU
Решиться завести трудовую книжку и выйти на первую в жизни работу — важный шаг в жизни любого человека. В спецпроекте, который мы подготовили с компанией «Мотив», сооснователь StandUp Spot и Fresh Stand-Up Гор Гарьянц, ресторатор Евгений Кексин, джазовая певица Флора Бичахчян, ресторатор Евгения Левандовская и продюсер Tele-Club Семен Гальперин рассказали, как справлялись со своей первой работой, как их обманывали и не платили деньги, а также как этот опыт пригодился в будущем.

Гор Гарьянц, сооснователь StandUp Spot и Fresh Stand-Up:

«Несколько раз меня хотели избить». Пять историй о том, как люди впервые устраивались на работу
Фото: 66.RU

— Я искал ночную работу, потому что никак не успевал работать днем: был отвратительный график в универе. Мне не хотелось работать грузчиком, и я нашел вариант с отелем. Я знал английский язык, поэтому думал, что эта работа мне подойдет. Гостиница только открывалась, и всю команду набирали с нуля — возможно, поэтому меня без вопросов взяли.

По факту моя должность называлась «ночной аудитор». Работа заключалась в том, что в 12 ночи я нажимал на кнопку «аудит», и менялась смена. На деле же я был обычном администратором, который стоит на ресепшене: я заселял гостей, решал все их проблемы, которых всегда было много. Типичная ситуация: одни гости не могут уснуть из-за шума от других. Мне приходилось что-то придумывать и извиняться. Вообще, извинения перед гостями были важной частью работы. Одной из других задач было сделать так, чтобы гости уезжали не очень высаженными после косяков отеля.

Нагрузка была большой: ночью в гостинице трудилось не так много людей, как днем, и многие обязанности лежали на мне. Часто получалось так, что я отрабатывал ночь и после этого шел в универ, не успевал поспать и потом снова работал в ночь. Иногда из-за такого графика я не спал по 40 часов.

В отеле часто останавливались известные люди. В мою первую смену к нам заселилась популярная американская рэп-рок-группа. Ночью после концерта участники команды захотели сами пожарить креветок. Они требовали от меня пустить их на кухню — естественно, все были против, туда нельзя гостям. В итоге через менеджмент отеля ситуацию удалось решить: музыкантам разрешили готовить на кухне самим.

В гостинице часто застревал лифт. Однажды в нем застряла группа «Несчастный случай», сполна оправдав свое название. Когда я сказал, что техник приедет через час, музыканты разозлились, достали инструменты и в два часа ночи начали играть на весь отель свои песни. Гости стали мне звонить и просить, чтобы я убрал музыку. А я не знал, как это сделать.

Платили мне мало — всего 16 тысяч рублей. Хотя работал я два дня через два, с 9 вечера до 9 утра, проводя всю ночь на ногах, без возможности присесть — таковы были правила отеля. Видимо, руководство думало, что я заберу остальные деньги впечатлениями. И их, честно говоря, хватало.

Помню, как нес в номер одного из артистов бутылку вина за 15 тысяч рублей и разбил ее по дороге. Для студента, который зарабатывает 16 тысяч, это было страшно. Получается, я разбил свою зарплату без одной тысячи. В итоге я не оплатил этот штраф — надеюсь, об этом никто не узнает и не заставит меня вернуть деньги.

Из отеля я уволился через год, когда выпустился из университета и ночные смены перестали быть актуальными. Но после этой работы я понял, что со многим могу справиться. Многие из тех знаний я применяю и сегодня — например, при встрече гостей в стендап-клубе.

Евгений Кексин, ресторатор:

«Несколько раз меня хотели избить». Пять историй о том, как люди впервые устраивались на работу
Фото: 66.RU

— Когда мы с мамой приехали в Екатеринбург, то пошли работать на алкогольный склад — наклеивали там акцизы на бутылки. Потом мама устроилась в агентство недвижимости и позже взяла меня к себе расклейщиком объявлений: «Куплю», «Продам», «Обменяю» и все в таком духе. Шел 2001 год, я был первокурсником и нуждался в подработке.

Я клеил объявления по всему городу. В моей сумке была большая банка из-под моющего средства, где был разведен клей для обоев, и куча объявлений. Вскоре я изучил весь город: знал каждую улицу, двор и закоулок, знал расписание общественного транспорта. Я клеил объявления даже в минус 30, когда клей замерзал. В таких ситуациях я грелся в подъезде и ставил банку на батарею, чтобы она отогрелась. Зарабатывал достаточно, мне хватало.

Несколько раз меня хотели избить во дворе: один раз на Сортировке, другой — на Вторчермете. Местным гопникам не нравилось, что я занимаюсь расклейкой объявлений и загрязняю их территорию. Пришлось разруливать. Сначала я сказал, что у меня такая работа и ничего с этим не могу поделать. Их это не устроило, ответили, что я все равно не прав. Тогда я придумал другое: «Ребята, представьте, у вас соседка с мужем развелась, ей надо уехать, а для этого где-то заработать деньги. Как она найдет работу, если не будет таких объявлений?» Раньше ведь не было интернета и о вакансиях узнавали из газет или объявлений. В общем, это убедило парней отстать, они меня даже зауважали. По крайней мере, они так сказали и бить не стали.

Я приходил с этими объявлениями даже в институт, по дороге их расклеивая. Мне нравилось, что работа была с гибким графиком: захотел поработать час — работаешь час, захотел три — работаешь три. А выбора-то у меня особо не было: я нуждался в деньгах.

Флора Бичахчян, джазовая певица:

«Несколько раз меня хотели избить». Пять историй о том, как люди впервые устраивались на работу
Фото: 66.RU

— Я училась в колледже имени Ползунова на рекламщицу и решила, что мне нужно заняться чем-то еще кроме учебы. Я не рассматривала варианты с пением в кафе, потому что родители не разрешали: тогда мне было 16 лет.

Однажды я совершенно случайно проходила мимо музыкального магазина, который находился в парке возле училища Чайковского. Решила зайти и случайно познакомилась с сотрудником магазина, которого звали Виктором (позже я узнала, что он оказался владельцем торговой точки). Виктор позвал меня на стажировку на должность продавца, и я согласилась.

Я была очень увлечена работой в этом магазине. Мне нравилось, что я имею дело с музыкальными инструментами. Потом Виктор назначил меня консультантом по клавишным. Сам факт меня очень порадовал, хотя я в них особо не разбиралась. Один раз я даже с легкостью продала очень дорогой саксофон, хотя наш посетитель хотел купить всего лишь трость для него.

Я проработала в музыкальном магазине всего два месяца. Мне ни разу не заплатили и, кажется, не особо планировали. В определенный момент я поняла, что мною просто пользуются — и на следующий день не вышла на работу. Как я знаю, никто даже не интересовался, почему я не пришла. Мне, конечно, казалось, что я ужасно поступила и кинула коллектив, хотя на самом деле вкалывала вместо пар за бесплатно. В следующий раз я встретилась с Виктором уже на своих выступлениях — он наблюдал за мной из зрительного зала.

Опыт музыкального магазина мне пригодился, потому что я научилась коммуницировать с людьми и понимать, что люди могут поступать очень некрасиво и играть на детской наивности.

После работы в музыкальном магазине я устроилась в караоке, здесь мне уже стали платить деньги — 1 тысячу рублей за ночь. Я выступала в заведении «Утесов» на Хохрякова. Меня, 17-летнюю, наряжали в диву, которой на вид 30+. Я пела и разносила меню с песнями по гостям, чтобы они заказывали композиции. Параллельно я пела в кальянных — не за деньги, но за кальяны. Да, в юности я поработала во многих странных заведениях.

Семен Гальперин, продюсер Tele-Club:

«Несколько раз меня хотели избить». Пять историй о том, как люди впервые устраивались на работу
Фото: 66.RU

— Я учился в аспирантуре матмеха УрГУ и стал преподавателем математики и компьютерных наук. Читал лекции по выпуклому анализу, базам данных и объектно-ориентированному программированию для заочников и магистрантов.

Часто ездил преподавать в филиалы УрГУ в городах Свердловской области. Однажды мы читали лекции вместе с моим приятелем Юрой в закрытом городе Лесном. Юра захотел познакомиться с местными девчонками — мы все-таки были молодыми преподавателями. Он позвал составить ему компанию: погулять и поездить по городу.

Юра с кем-то познакомился, но закончилось все тем, что кавалеры девчонок пытались избить нас арматурой: это был закрытый город с жестокими нравами. Мы с Юрой в итоге увернулись, но пострадала наша машина. Потом я еще раз ездил в Лесной — уже на разборки с этими парнями.

В Лесном была еще одна забавная история. У заочников я всегда спрашивал, где они работают и зачем им математика. На одной из лекций в закрытом городе я тоже решил об этом узнать. После моего вопроса все студенты разом отвернулись и замолчали. Это я потом понял, что им нельзя говорить о месте работы: все они трудились на закрытом предприятии.

Мне нравилась работа преподавателя, ведь я делился своими знаниями со студентами. Но было непросто. Часто приходилось ездить в небольшие города и читать по шесть пар в день. Порой в аудитории сидели не самые лучшие студенты и было довольно сложно что-то до них донести.

Я преподавал с 2001 по 2004 год. В 2003-м я стал совмещать лекции с работой на MTV-Екатеринбург. Вскоре одно начало наслаиваться на другое. Когда я продюсировал программу «FreeZone: Территория свободы», у нас в гостях оказалась группа Uma2rman. Я должен был провести эфир и затем сразу же помчаться принимать зачет по базам данным. Музыканты сильно задержались, я не успевал в университет. В итоге я всем студентам поставил зачет-автомат. Вскоре понял, что больше не могу совмещать, и сделал выбор в пользу MTV.

Благодаря педагогике я научился объяснять и логично доносить свои мысли. Обучение и тем более преподавание на матмехе помогло уложить мысли в голове: если я вижу странную конспирологическую теорию, то сразу понимаю, что в ней не так. Еще я всегда знаю, что смогу хорошо выступить перед аудиторией, потому что у меня был опыт проведения шести пар подряд.

Евгения Левандовская, ресторатор:

«Несколько раз меня хотели избить». Пять историй о том, как люди впервые устраивались на работу
Фото: 66.RU

— Мне было 18 лет, и я искала летнюю подработку. В итоге нашла работу в ресторане Keeer хостесом. Меня особо не обучали: просто рассказали, как я должна принимать бронь и общаться с людьми. Я приходила на работу, с улыбкой встречала гостей, провожала их за столик, который они бронировали, или за любой свободный, обзванивала гостей и отвечала на телефон.

Работа мне сильно нравилась, потому что гостевой поток был потрясающим, приходили достаточно интересные люди. Я была молодой и красивой, привлекала внимание гостей, что очень льстило. Работать было приятно, но сложно — по выходным смены продолжались до четырех или пяти утра. Обычно я успевала на развоз сотрудников в шесть утра, но иногда не дожидалась этой машины, поэтому шла домой пешком, либо меня кто-то подвозил.

После первого месяца работы я получила всего четыре тысячи рублей. У меня была куча вычетов. Мне так никто и не объяснил, в чем я провинилась. Помню, что на заработанное купила папе туалетную воду за 1,5 тысячи, положила 1 тысячу себе на телефон и столько же маме. Деньги не были для меня главной мотивацией, хотелось получить опыт и порадовать родителей.

С той работы мне запомнилась одна история. Летом мы проводили новогоднюю вечеринку: были тематические костюмы, елка и Дед Мороз. Мне разрешили быть на этом мероприятии в роли менеджера. Я так вошла во вкус, что бегала по ресторану с испуганным лицом и показывала на лице всю важность ситуации. Ко мне даже подошла управляющая и сказала: «Евгения, можете немного успокоиться? Вы гостей пугаете».

Через два месяца меня попросили уйти из ресторана, но при этом предложили остаться его гостьей. Думаю, на этой работе меня недооценили. Не прошло и трех лет, как я открыла свое первое заведение. Кстати, те гости, которые улыбались и с удовольствием приходили ко мне в Keeer, сейчас часто посещают заведения моей сети.

Первая работа может быть без кидалова, драк и минуса в кармане вместо зарплаты. «Мотив» предлагает вакансию специалиста контакт-центра с

  • большим количеством графиков на выбор, которым бы позавидовал Гор Гарьянц;
  • трудоустройством в полном соответствии с требованиями ТК РФ, а не как у Флоры Бичахчян;
  • «белой» зарплатой без задержек, а не так, как платили Евгении Левандовской.

При этом работать можно, даже если вы еще студент первого курса. Нужно только уметь пользоваться компьютером, разговаривать с людьми и чувствовать себя комфортно в режиме многозадачности. Всему остальному — научат.

То есть, по сути, вам предстоит сидеть в уютном офисе и консультировать клиентов по телефону, в в онлайн-чате или мессенджерах, помогать подключать и отключать им услуги, а также собирать обратную связь о качестве услуг. Никаких драк и разборок, как у Евгения Кексина и Семена Гальперина, точно не будет. Зато будет насыщенная корпоративная жизнь, компенсация сотовой связи не только для вас, но и для ваших близких, а также скидки на развлечения, отдых и услуги у партнеров компании. И да, за это еще и прилично платят. Если интересно узнать сколько, то заходите на сайт сотового оператора «Мотив» в раздел «Работа в Мотив».