Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Доцент театрального ответила на обвинения в насилии над студентами. Ее поддержали коллеги и ученики

1 октября 2021, 10:39
Доцент театрального ответила на обвинения в насилии над студентами. Ее поддержали коллеги и ученики
Фото: Настя Кеда, 66.RU
Преподаватель Екатеринбургского театрального института Надежда Холмогорова ответила бывшим студенткам своего курса. Ранее они обвинили ее в психологическом насилии. За мастера курса и доцента кафедры кукол заступились другие ученики и коллеги, они запустили флешмоб в социальных сетях, а также стали писать письма в поддержку преподавателя.

Посты в поддержку преподавателя кафедры кукол Екатеринбургского театрального института Надежды Холмогоровой начали появляться в социальных сетях после того, как редакция 66.RU опубликовала истории трех студенток, которые рассказали, что годами терпели издевательства со стороны доцента вуза.

По их словам, преподаватель позволяла себе унижать и оскорблять студентов, провоцировала конфликты между ними, практиковала различного рода наказания — к примеру, заставляла часами сидеть под лестницей за какой-либо проступок. Одна из девушек утверждала, что обучение у Холмогоровой закончилось для нее попыткой суицида, другой после окончания вуза понадобилась помощь психотерапевта.


В процессе подготовки первой публикации корреспондент 66.RU обратился за комментариями в Екатеринбургский государственный театральный институт. Там пообещали провести проверку заявлений студентов, отметив, что жалоб на преподавателя руководству не поступало с 2017 года. С самой Надеждой Холмогоровой тогда связаться не удалось. Но позже она все-таки ответила на обвинения.

С письмом от имени доцента вуза в редакцию обратилась Ирина Иваней, которая назвалась представителем Надежды Холмогоровой (при цитировании в данном материале во всех случаях сохранена стилистика, орфография и пунктуация авторов).

Надежда Холмогорова, преподаватель Екатеринбургского государственного театрального института:

«Про «писательницу» — это Полина Стрижакова, которую я же рекомендовала в Краснодарский в театр кукол. Откуда она была вынужден уйти с какими-то с скандалами (я не интересовалась ее судьбой). Я сама столько стрессов от нее получила за время учебы. Не такая она «белая» и «пушистая» как о себе пишет».

Холмогорова добавила, что главная героиня публикации 66.RU хорошо училась и была талантливой.

«Она была яркая, способная, почти всегда я ее хвалила, (она) получала пятерки, я за нее радовалась. «Спасибо» говорила, поздравляла с днем рождения и с праздниками. «Бедная, измученная» девочка», — пишет доцент кафедры кукол.

По словам преподавателя, информация о попытке суицида (о ней рассказала другая ученица мастера, Татьяна Семенович) — неправда.

«Даже не узнали, что было на самом деле. Зато очень громко написали «психологическое насилие». Когда заставляешь заниматься и выполнять задания, а отчислять не хочется. Хотят тусить в общаге и числиться студентом театрального вуза (это не обо всех, а как раз о «замученных»). Их кое как тащишь до диплома, тратя свои нервы», — говорит Надежда Холмогорова.

Прокомментировала доцент и другие обвинения со стороны студенток, отметив, что не позволяет себе оскорблять учеников.

Надежда Холмогорова:

«Два любимых слова: ругаю — «бездари», хвалю — «молодцы». Слежка (за студентами) — ложь, никогда не проверяю телефон, не слежу в социальных сетях, потому, что никогда не беру их в «друзья». В соцсетях есть группа каждого курса, куда я тоже не захожу. Эти группы существуют до сих пор. Я думаю это желание Стрижаковой пропиариться, а вот что началось дальше…загадка».

В своем письме Надежда Холмогорова поблагодарила всех, кто поддержал ее после публикации 66.RU. Речь идет о постах в соцсетях, которые выкладывают бывшие и нынешние студенты преподавателя.

«Это и позволяет мне как-то держаться», — пишет она.

#холмогоровцы

Посты в поддержку Надежды Холмогоровой ее воспитанники размещают, используя теги #холмогоровцы и #яхолмогоровец. Они благодарят преподавателя и вспоминают студенческие годы. Записей в поддержку доцента уже больше двух десятков.

«Я поступила в 2016 году и уже во время абитуры поняла, что учится хочу именно у этого мастера, ибо во время прохождения туров царила дружественная и теплая атмосфера. Изначально нас было 25, а закончили 15 человек, Но все, кто отчислился, ушли по СВОИМ причинам. Во время учебы тоже было много смеха, любви и радости», — пишет на своей странице «ВКонтакте» Александра Иванова.

Другая бывшая студентка Надежды Холмогоровой — Татьяна Жижина — пишет, что у нее сейчас своя детская кукольная студия,

«Надежда Гавриловна — мастер своего дела. Она вкладывается в каждого на 200%. А самое главное, она любит своих учеников, а мы любим ее», — говорится в сообщении девушки.

Надежда Холмогорова со студентами

«Хочу выразить огромную благодарность моему Мастеру — Надежде Гавриловне Холмогоровой. Я та, кто я есть, благодаря ей и ее наставлениям. За 4 года Надежда Гавриловна стала не просто наставником, но и верным другом. Мы всем курсом отмечали праздники и дни рождения, летом даже собирались на ее День рождения! И сейчас после выпуска, звоним, поздравляем и приходим в гости!» — пишет Натали Кирс.

В переписке с корреспондентом 66.RU Кирс добавила, что не согласна с позицией девушек, рассказавших о психологическом насилии. Действия Полины Стрижаковой она назвала провокацией, фикцией и хайпом.

Ирина Иваней, обратившаяся в редакцию от имени Надежды Холмогоровой, прислала также обращение в поддержку мастера от ее учеников и коллег. Его подписали 27 человек, среди них — заслуженные деятели искусства.

Фрагмент обращения в поддержку Надежды Холмогоровой

«Надежда Гавриловна Холмогорова — это педагог с большой буквы, да-да — именно с большой буквы! У нее огромное количество выпусков, профессионалы театра знают, что выпускники ее кукольного отделения всегда разбирались театрами «как горячие пирожки». Ученик Холмогоровой — это марка, это знак качества», — пишет в обращении заслуженная артистка России Любовь Ревякина.

Ирина Иваней:

«Учась в театральном институте, надо понимать, что там есть своя специфика учебы. За какие-то четыре года нужно успеть получить максимум, что в тебя закладывает педагог. Нагрузка колоссальная. Поэтому приходится убрать на второй план свой характер и обиды. Говорят, что студенты — это пластилин, и хорошо, если из тебя слепят профессионала своего дела. Твоя задача (как студента) — правильно распределить свои человеческие ресурсы и окунуться в учебу с головой. Что говорить, каждый из учеников театрального вуза должен быть готов к тому, что его отчислят, если он не будет выкладываться на 100 процентов и вкалывать до седьмого пота».

«Слабачки, демоны, дуры»

Стоит отметить, что после публикации 66.RU на девушек, рассказавших о психологическом насилии, обрушился шквал негативных комментариев. Больше всего их на странице Полины Стрижаковой. Зачастую авторы не стесняются в выражениях и даже позволяют себе угрозы:

  • «Девочки СЛАБАЧКИ. Ничего не добились. Умеют только поливать грязью. Бумеранг прилетит. Слабакам не место в куклах. Надо гордится что учились у такого мастера»;
  • «Добрый день. Мы лично не знакомы, поэтому прошу прощения за следующие слова. Но лучше б ты сдохла тогда, жаль, что не получилось. Надежда Гавриловна о тебе хорошо отзывалась. Методы у всех разные. Таких жестких мастеров по всей России — каждый второй в каждом вузе: и в ЕГТИ кроме Н.Г. Х. есть по-жестче, и во ВГИКе, и в ГИТИСе, и в Щепке (что-то не припомню, чтобы хоть кто-то посмел высказывать подобное в адрес ныне покойной О.Н. Соломиной, а она ох какая была мастер, тебе, деточка, такое и не снилось) Так что хватит тут самоутверждаться, выговариваться и писать херню, суетолог гребаный! Ты и правда слабачка. И поверь, твои действия не останутся безнаказанными;
  • «Полина ты сколько будешь зарабатывать очки за счет Холмогоровой. Может уже в церковь сходишь. От тебя смердит. Мы все учились в ЕГТИ. Аза и Саша делали с нами еще и не такое. А Мильченко Н.В вообще держала студентов в узде как секту. И все ее студенты они в больших , известных театрах России и много снимаются. Это издержки профессии. Тебе надо на рынок идти работать с такими запросами. Ты была так близка с Холмогоровой. Она тебя в дом пускала. Ты же неблагодарная. Дай бог тебе счастья. И скорее чтобы демоны из тебя вышли»;
  • «Я с вас балдею ??? девки, ну вы че, реально дуры, али как? ??? Вы историю театра вообще знаете? Ну, например, о том, кто такой Товстоногов и как он работал с артистами?;
  • «Нечего было в эту профессию идти тогда) Кааароче, девоньки, униженные и оскорбленные, поговорите там между собой и успокойтесть, несчастные вы души»;
  • «Ну а если честно: мы знали куда шли, мы всегда могли уйти с курса и поступить в другое заведение. Многие (чуть меньше половины курса) так и поступили , и ушли мирно, без истерик и скандалов))) Почему эти девочки решили издеваться над своим ЭГО- мне не понятно, нас там никто не держал))) Да и логика некоторых совсем удивляет: уйти с курса? Нет!!! Только суицид, и никак иначе!!! Самим то не смешно??? Подведу итог: виноват не мастер, а те, кто не понимает куда пришел и зачем он тут».

«Никакие цели не оправдывают такие средства»

После публикации 66.RU в редакцию, а также в адрес героинь материала стали поступать и слова поддержки, в большинстве своем их авторы предпочли скрыть свое имя, мотивируя это тем, что работают в театральной среде:

  • «По поводу ЕГТИ и кафедры Холмоговой — подпишусь под каждым словом! Я была на курсе «козлом отпущения», так что испытала все на своей шкуре. И все в институте это знают — что она издевается над студентами — это длится годами! Ни один педагог с ней работать не хочет… Но они будут продолжать писать эти «отмазки». Ибо куда им деваться? Они же ее покрывают столько лет!»;
  • «Была индивидуальная речь, она (Надежда Холмогорова — прим. ред.) обычно запирала дверь, но в этот раз нет, я пошла в раздевалку, и она практически спустила меня с лестницы. А позже вечером на мастерстве, зайдя за кулисы, проходя мимо, непонятно почему пнула меня — я сидела на полу»;
  • «То о чем ты и девочки говорят в статье — чистейшая правда, именно все было так и у нас, и до нас»;
  • «Один случай я запомнила очень на долго. Холмогорова позвала нас на репетицию новогодней массовки, и когда мы стояли в кругу — одна девочка получила от нее по лицу».
  • «У меня есть опыт обучения на двух курсах ЕГТИ — это небо и земля. Потому что и на драме мастер давал сложные задания, нас отчисляли, ругали, но это все было конструктивно, логично. А не просто террор психологический.
  • Когда я читала статью, опубликованную 66.RU, я просто слово в слово вспомнила, что было и у нас. Когда мы поступили, в раздевалке в потайной ячейке мы нашли дневник предыдущего курса Надежды Холмогоровой, который описывал последние 100 дней студенчества. Там были написаны настоящие ужасы, которым мы тогда — 16-ти, 17-летние — не поверили. Мы почему-то были уверены, что с нами все случится по-другому. Ошибались. Повторилось. Это был психологический террор. Никакие цели не оправдывают такие средства"