Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Менеджеров и других специалистов заменят роботами. Какую сферу выбрать, чтобы с вами этого не произошло

21 августа 2021, 13:00
Менеджеров и других специалистов заменят роботами. Какую сферу выбрать, чтобы с вами этого не произошло
Фото: Атлас новых профессий, Facebook
Автор и редактор книги «Атлас новых профессий» Мария Рамзаева провела лекцию в рамках НеФорума блогеров о том, какие специалисты будут нужны в будущем. Мария рассказала, в каких отраслях работники будут востребованы уже в ближайшие годы, а также отметила ряд профессий, где людей скоро заменят роботы.

Будущее уже здесь. Роботы уже пишут новости — хоть и простые — за журналистов. В мае 2020 года Microsoft News сократила редакторов, отбирающих новости для портала, и теперь это делает искусственный интеллект (ИИ).

В России эти процессы тоже идут. Так, к 2018 году Сбербанк уже сократил 70% менеджеров среднего звена и заменил их ИИ.

Значит ли это, что скоро нас совсем заменят роботы? И да и нет. С одной стороны, по оценкам оксфордских ученых Карла Фрея и Майкла Осборна, к 2030 году технически можно будет автоматизировать почти 50% рабочих мест в США, а в Европе — от 30% до 60%.

С другой стороны, исследование Boston Consulting Group говорит о том, что к 2025 году Россию ожидает дефицит в 10 млн специалистов экономики знаний (то есть специалистов будущего).

Чтобы понять, почему так происходит, нужно разобраться в трендах, влияющих на мир.

Три категории профессий, где людей скоро полностью заменят роботы

Основные факторы, влияющие на мир сегодня, это:

  • Растущая прозрачность границ: фактически становится легче попасть из одной точки планеты в другую. Кроме того, благодаря интернету размываются межгосударственные границы. Из-за этого мир становится более связанным, глобальным. Все сотрудничают друг с другом — любой продукт часто делают люди из разных городов и стран. Есть у этого и негативное последствие — создается гиперконкуренция, и теперь мы соревнуемся со всем миром сразу.
  • Рост скорости изменений. Раньше от момента, когда появлялась новая технология, до того, как она становилась доступна широким массам, проходили десятилетия. Теперь это вопрос нескольких лет. Из-за этого быстро сменяются не только технологии, но и знания. По этой же причине возникает проблема у студентов: поступая в университет сейчас, они могут выйти из него с устаревшими знаниями.
  • Усложнение систем. Мир усложняется, и теперь нет простой понятной последовательности: «школа — университет — работа на оставшиеся 40 лет до пенсии». Например, врач, чтобы быть хорошим специалистом, сегодня плюсом ко всем своим основным знаниям и умениям должен разбираться и в цифровых технологиях.

Глядя на все эти тренды, делаем вывод, что есть три категории профессий, которые проще всего автоматизировать. Это тяжелый ручной труд, рутинный, интеллектуальные задачи и позже — легкий ручной труд.

На некоторых заводах уже до 90% тяжелых задач выполняют роботы. Это просто удобнее — они могут поднимать вес больше, чем может обычный человек, ими можно рисковать и не нужно подвергать опасности жизнь людей. В легком ручном труде пока не спешат вводить роботов. Это связано с тем, что на текущий момент дешевле иметь обычного дворника-человека, чем отдавать эту задачу какому-то роботу. Но технологии дешевеют, поэтому скоро и эту нишу заполнят роботы.

Какие профессии будут нужны в будущем

От автоматизации больше других защищены люди в четырех категориях:

  • творческие индустрии: роботам сложно решать какие-то нестандартные задачи, и им труднее, чем человеку, находить какие-то неочевидные связи;
  • IT: низкоуровневых программистов уже скоро заменят. А вот если пойти в какую-то творческую штуку — например, в гейм-дизайнеры, — это может быть актуально;
  • человеко-центрированные сервисы (сервисы человек-человек и человек-общество). Здесь люди нужны исключительно потому, что нам некомфортно общаться с роботами. Мы, помимо конкретной услуги или продукта, хотим получить еще какое-то человеческое тепло, заботу, участие;
  • профессии, направленные на создание роботов и поддержку их в рабочем состоянии. На это сами роботы пока не способны;
  • «зеленая» экономика: в будущем будут нужны люди, которые смогут объяснить, как нам существовать и как внедрять экопривычки. Потребность в этом будет как на микроуровне, так и на уровне крупных международных компаний и государства.

Конечно, вам хотелось бы узнать топ-5 самых лучших профессий, которые будут актуальны в будущем. Но такого топа нет. Здесь, скорее, нужно смотреть, что вам нравится делать и какие компетенции у вас есть.

Чтобы стать специалистом будущего, недостаточно просто открыть «Атлас профессий» и выбрать себе на ближайшие 40 лет профессию дизайнера эмоций. В будущем — да и уже сейчас — нам придется принять тот факт, что мы будем учиться всю жизнь. Технологии устаревают, и при смене профессий мы все время будем оказываться в положении новичков. Поэтому нельзя относиться к ошибкам как к чему-то плохому — иначе у нас просто не будет мотивации браться за что-то новое. Нужно уходить от наказаний за ошибки в сторону развивающей обратной связи — то есть давать понимание, в чем именно ошибка, что мы из нее можем извлечь и как ее исправить.

Деление на «технарей» и «гуманитариев» придется оставить в прошлом — в будущем они не будут нужны. Гуманитариям придется научиться системному подходу, научному мышлению и разбираться в новых технологиях. «Технарям» же — творчески мыслить и общаться с людьми.

Нам всем нужно научиться ставить задачи, а не только их решать. Сейчас мы должны уходить от концепции индивидуального лидерства в сторону коллективной деятельности и продвижения команды, а не себя лично. Больше внимания следует уделять творческим заданиям. В будущем очень будет важен эмоциональный интеллект (EQ) — у нас сейчас этому в школах не придают значения, а уделяют внимание только логике.

Также нужно изменить свое отношение к природе: это не ресурс. Мы — часть системы, которая может помочь нам достигнуть своих целей. В то же время мы тоже можем помочь ей.

Качества специалиста будущего

Если подводить итоги, то, получается, специалисты будущего должны:

  • быть способны управлять эмоциями;
  • понимать, что чувствуют;
  • не бояться ошибаться;
  • уметь справляться с большим потоком знаний и соблюдать психогигиену;
  • уметь учиться и переучиваться: если подход устарел, нужно уметь переставать им пользоваться;
  • быть проактивными — то есть способными понять, что нужно улучшить;
  • уметь брать на себя ответственность: будут более горизонтальные системы, когда люди будут объединяться в группы и выбирать, кто чем будет заниматься в зависимости от своих навыков;
  • обладать высоким EQ;
  • хорошо переносить неопределенность: мир постоянно меняется, и особенно ярко это показала пандемия и массовый переход на дистант. Стабильного мира больше нет.

Это была краткая выжимка из выступления Марии Рамзаевой. Посмотреть видео целиком можно здесь.