Как следует из материала «Дождя», если у обычных людей доля оправдательных приговоров не превышает 1%, то у сотрудников силовых ведомств она в некоторые годы достигала 7-8%. А в 2020 году суды оправдывали силовиков в 12 раз чаще, чем остальных россиян.
При этом общее число правоохранителей, осужденных за преступления, сокращается. Если в 2010 году обвинительные приговоры были вынесены по 2627 делам, а в 2011 году — по 2893 делам, то в 2018 году таких приговоров было уже 2121, а в 2019 году — 2047.
В то время как обычные граждане чаще всего совершают кражи (статья 158 УК РФ), нарушают правила дорожного движения (статья 264.1 УК РФ) и не платят алименты (статья 157 УК РФ), самым частым нарушением у правоохранителей является превышение должностных полномочий (статья 286 УК РФ). Другие распространенные преступления, в которых часто замешаны силовики, — это получение взяток, мошенничество, сбыт наркотиков и кражи.
«В делах полицейских, обвиняемых в превышении должностных полномочий, речь зачастую идет о пытках по отношению к задержанным», — говорит Дмитрий Егошин из организации «Общественный вердикт» (включена в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента).
По словам Егошина, по этим обвинениям суды чаще всего назначают силовикам условные сроки, реальное наказание — в редких случаях. Данные статистики с 2010 по 2020 год, проанализированные «Дождем», подтверждают его слова. В большинстве случаев доля условных сроков в общем числе обвинительных приговоров превышала 50% или же приближалась к этой цифре. Исключением стал 2020 год (почти половина осужденных получили реальные сроки и лишь треть — условные).
По информации «Дождя», полицейские часто идут на сотрудничество со следствием.
«Если есть реальный проступок, в таком случае обычно стараются дать минималку, — рассказывает бывший полицейский. — Полицейские часто на это соглашаются: так ты уволился, но хотя бы не сел».
Юристы, консультирующие находящихся под следствием силовиков, рекомендуют им соглашаться на особый порядок рассмотрения дел, кроме того, советуют им избегать публичности процесса.
«Главное — не выносить информацию за пределы своего сообщества. Тех, чьи истории попадают в СМИ, наказывают показательно», — говорит один из бывших полицейских.