Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«По определению режимное заведение». Почему школа всегда будет противостоять и детям, и родителям

21 июля 2021, 10:12
Колонка
«По определению режимное заведение». Почему школа всегда будет противостоять и детям, и родителям
Фото: Анна Коваленко, 66.RU
Лариса Петрова — проректор Екатеринбургской академии современного искусства — считает, что коммуникационный разрыв между учителями и школьниками увеличивается и решить эту проблему пока некому.

1 сентября уже близко, но пока об этом можно не думать.

Каникулы продолжаются. На дорогах стало свободнее, дети и родители счастливы. Россия, как всегда, оригинальна — только у нас отдыхать летом можно так долго. Говорят, из-за того, что раньше в деревнях использовали детский труд. Это сегодня наша страна урбанистична, а сто лет назад только каждый третий жил в городе, и это были не мегаполисы. Однако старые порядки не изменились.

Ничего странного в этом нет.

Школа — по определению режимное заведение, призванное дисциплинировать, социализировать, нормативизировать. Правила здесь — главное. И, конечно, образование — один из самых консервативных социальных институтов, где инновации приживаются тяжело, а результаты труда/усилий/реформ станут заметными еще не скоро. Поэтому претензии к школе распространены на всех этажах социальной иерархии.

Вернувшись к занятиям, дети не увидят ничего нового. Школа, как 10 и 20 лет назад, стремится вложить в головы учеников определенный объем информации, полагая, что те в любой момент могут сосредоточиться и воспринимать слова учителя. Но они не готовы. Психологи говорят, что коммуникативная система «цифровых» детей изменилась. Они не читают, а смотрят — это другое восприятие. Читателю приходится включать воображение, а у того, кто смотрит, такой необходимости нет — сигнал сразу поступает в затылочную кору головного мозга.

«Цифровых» детей советуют учить, опираясь на их так называемое непроизвольное (стихийное) внимание, не требующее волевых усилий. Пока этого нет, ребенок находится в системе, не приспособленной к его восприятию мира и коммуникациям. В идеальном варианте учебные заведения должны не принуждать к учебе, а стимулировать дискуссии, использовать игры, онлайн-образование, предлагать детям самим искать информацию для докладов и презентаций.

Среднему образованию это пока недоступно. Детей, не воспринимающих поток информации, упрекают в дефиците внимания. Коммуникационный разрыв будет увеличиваться, если преподаватели не попытаются приспособиться к новым условиям. Нельзя сказать, что они об этом не думают. В школах много хороших учителей и директоров. Они трудятся с утра до вечера. Они — энтузиасты и просветители. Но почему на уроке нельзя читать Толстого в смартфоне? Только на бумаге…

Когда мой сын вместо читательского дневника предъявил учителю иллюстрированный сайт, где рассказал о книгах, которые прочитал прошлым летом, это вызвало шок, потому что на входе было условие — писать в тетрадке, рисовать карандашами. Хотя заслуженную пятерку ему поставили.

У нынешних детей и социализация происходит в интернете, хотя родители в их возрасте общались лично. Школа и тут не в силах отступить от правил. На большую перемену отводится 20 минут. Этого времени хватает, чтобы добежать до столовой, проглотить еду и вернуться в класс. Поэтому общаются дети в соцсетях. Школа не стимулирует альтернативу (казалось бы, близкую, родную традиционную) виртуальности, общению обезличенному. Казалось бы, чего проще — составьте расписание так, чтобы большая перемена продолжалась 40 минут. Но нет — все это слишком непривычно.

Надо признать — школа, как тотальный институт, всегда будет противостоять и детям, и родителям. Это — социальное правило. Другой вопрос, что целей в образовании можно достичь проще, быстрее и эффективнее.

Понимая, что не справляется, школа начинает перекладывать свой груз на плечи родителей, вовлекая их в учебный процесс. Это особенно заметно в младших классах, где много заданий, требующих помощи взрослых. Родители могли бы взять на себя больше, но не могут повлиять на содержание учебных программ и расписание занятий. Их гражданский активизм ограничивается сбором денег в «фонд класса», организацией праздников, поздравлений, покупкой конфет и букетов.

Можно ли адаптировать школу к родителям, которые отвечают за конкурентоспособность ребенка? А к детям, которые и правда другие — виртуальны, быстры, визуальны, ценностно иные?

Увы, нет!

Правила, инерция, консерватизм, кадры этого не позволяют. Поэтому задача родителей — рассчитывать только на себя, поддерживать своего ребенка в надежде, что — невзирая на усилия школы — ему удастся найти свой жизненный интерес.

Но пока об этом можно не думать. Каникулы продолжаются.

Еще больше новостей и историй — в нашем Telegram-канале. А еще любую публикацию там можно обсудить. Или, например, предложить нам свою новость. Подписывайтесь!